Дональд Туск не вышел сухим из воды

Напряжение между Германией и Польшей из-за подрыва «Северных потоков» нарастает

Премьер-министр Польши Дональд Туск неожиданно отменил визит в Германию, где ему должны вручить премию M100 Media Award «за укрепление демократии». Поездка отменена на фоне заметного ухудшения отношений между Варшавой и Берлином из-за обнародованных подробностей подрыва газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». В июле польские власти отказали ФРГ в выдаче украинца Журавлева, подозреваемого в диверсии. А Дональд Туск ответил на сообщения о возможной причастности Польши к произошедшему призывом «замолчать и извиниться», чем вызвал негодование немецких политиков.

Премьер-министр Польши Дональд Туск

Фото: Виктор Могылдя, Коммерсантъ

12 сентября в Потсдаме состоится церемония вручения премии M100 Media Award. В этом году организаторы решили присудить ее Дональду Туску «за укрепление демократии, свободы слова и прессы, а также европейского взаимопонимания». Вступительную речь на мероприятии, как ожидалось, должен был произнести канцлер ФРГ Олаф Шольц. Однако в итоге и канцлер Шольц, и премьер Туск пропустят церемонию: первый «из-за накладок в расписании», второй — «в связи с важными внутриполитическими обязательствами». Других официальных разъяснений по этому поводу не было.

Дональд Туск прокомментировал свой отказ туманно. 10 сентября на совещании руководителей дипломатических представительств Польши он сказал, что полякам «не нужны никакие награды» и «не нужно никаких слов признания».

Источники издания Euractiv связали решение Дональда Туска отменить визит в ФРГ с нарастающим напряжением в немецко-польских отношениях.

Главной причиной ухудшения отношений двух стран стали обстоятельства подрыва в сентябре 2022 года морских газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2».

Нитки трубопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» были проложены по дну Балтийского моря для транспортировки до 110 млрд кубометров газа в год из России в Европу. В проекте участвовали компании из России («Газпром» был главным акционером компании Nord Stream AG), ФРГ, Нидерландов и Франции. Система обошлась «Газпрому» и его европейским партнерам примерно в €17 млрд. Власти ряда западных стран (включая США, Великобританию, Польшу и балтийские государства) на протяжении многих лет выступали против реализации этой сделки, настаивая на том, что она делает Европу слишком зависимой от российского газа и лишает государства Восточной Европы доходов от транзита.

Проблема возникла после того, как 21 июня Генпрокуратура ФРГ выдала ордер на арест инструктора по дайвингу гражданина Украины Владимира Журавлева, подозреваемого в причастности к диверсии на газопроводах. Немецкие и американские СМИ писали, что он находился на борту судна «Андромеда», которое могло использоваться для закладки взрывчатки на дне Балтийского моря. На момент выдачи ордера Владимир Журавлев находился в пригороде Варшавы Прушкуве, а 6 июля уехал из Польши на Украину.

Как писала The Wall Street Journal (WSJ), после получения запроса от Германии польская прокуратура отказалась приводить ордер в исполнение до тех пор, пока дело не рассмотрит Агентство внутренней безопасности. Чтобы ускорить процесс согласования, делегация высокопоставленных официальных лиц ФРГ 2 июля встретилась в Варшаве с представителями правительства Дональда Туска.

По данным WSJ, высокопоставленный польский чиновник в частном порядке сказал немецкому коллеге, что подозреваемые в подрыве газопроводов «должны быть награждены медалями, а не арестованы».

О том, что Польша не арестовала Владимира Журавлева, стало известно в августе. Вслед за этим польская прокуратура заявила, что немецкие коллеги якобы допустили ошибку и некорректно указали адрес подозреваемого. Кроме того, по утверждению Варшавы, немецкие правоохранители не внесли его имя в специальную базу для погранслужб, поэтому он не был задержан при выезде из страны.

В августе, уже после побега Владимира Журавлева, польские прокуроры направили запрос немецким следователям с вопросом о том, заинтересована ли ФРГ в обыске дома подозреваемого недалеко от Варшавы. Эти действия Берлин счел оскорблением, писала WSJ. Еще задолго до этого немецкие и американские СМИ неоднократно писали, что Генпрокуратура ФРГ подозревает Польшу, многие годы выступавшую против строительства «Северных потоков», в поддержке операции по подрыву газопроводов.

26 сентября 2022 года три из четырех нитей газопроводов были взорваны на глубине около 80 м. Уголовные дела в связи с инцидентом были возбуждены правоохранительными органами России, ФРГ, Швеции и Дании. Две последние страны в начале 2024 года свои расследования закрыли, объявив, что их юрисдикции к этому делу не применимы. Власти РФ сочли, что Швеция и Дания прикрывают «ближайших союзников». Единственной европейской страной, продолжавшей расследование инцидента, осталась Германия.

17 августа Дональд Туск, комментируя публикации СМИ и публичные заявления о возможной причастности Польши к диверсии, написал в соцсети X: «Всем инициаторам и покровителям "Северного потока-1 и 2’’. Единственное, что вы должны сделать сегодня по этому поводу,— извиниться и замолчать».

Источники WSJ рассказали, что немецкие официальные лица «были ошеломлены» подобным заявлением, но решили не реагировать для избежания эскалации, поскольку союзники по НАТО должны работать сообща.

В начале сентября Олаф Шольц сказал, что расследование продвигается и подчеркнул: «Мы выступаем за то, чтобы ничего не было скрыто, и сделаем все, чтобы те, кто устроил взрыв, понесли ответственность по закону».

Министр иностранных дел России Сергей Лавров после обнародования информации о сбежавшем из Польши подозреваемом заявил, что российская сторона требовала от Германии предоставить информацию о расследовании, но не получила ее по официальным каналам. Первый заместитель постпреда России при ООН Дмитрий Полянский позднее сказал, что Германия обязана делиться полученными данными с Совбезом ООН. В МИД ФРГ же ответили, что не предоставляют Москве промежуточные результаты расследования, но обмениваются данными по делу.

Лусине Баласян

Вся лента