«С каждым понемногу и ни с кем конкретно»

Дмитрий Дризе — о позиции президента Турции

Реджеп Тайип Эрдоган выступил в поддержку возвращения Крыма Украине.
По словам президента Турции, этого требует международное право. Заявление прозвучало в рамках саммита «Крымской платформы». В Москве называют это мероприятие подчеркнуто антироссийским. Между тем в Кремле не смогли сказать ничего конкретного относительно даты визита в Анкару президента Владимира Путина. Однако турецкого лидера точно ждут в конце октября в Казани на саммите БРИКС. Политический обозреватель “Ъ FM” считает, что политик утрачивает роль ключевого посредника по украинскому урегулированию.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

В Киеве проходит очередное заседание формата «Крымской платформы». Этот форум учрежден президентом Владимиром Зеленским в 2021 году с целью найти решение, как вернуть полуостров Украине. К участникам мероприятия по видеосвязи обратился Реджеп Тайип Эрдоган. Президент, в частности, отметил, что «аннексия Крыма», против которой Турция выступала изначально, «еще больше усугубила страдания» в том числе и крымско-татарского народа. «Поддержка Анкарой территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины остается неизменной»,— заключил он. Сенсации здесь нет никакой. Эрдоган действительно всегда последовательно придерживался этой позиции в соответствии с принципами международного права. А их трактовка предполагает, что Крым украинский.

Между тем турецкий лидер сейчас занимается вплотную спасением Ближнего Востока от Израиля. Надо сказать, что он не очень в этом преуспел. Одновременно была подана заявка на вступление в БРИКС, и Эрдоган собирается в Казань на саммит организации. Таким образом он решил наказать ЕС за то, что тот не принял республику в объединение.

Однако по-прежнему отсутствует ясность относительно визита Владимира Путина в Турцию, который был анонсирован еще до президентских выборов в РФ.

Как сообщили в Кремле, саммита с нетерпением ждут в обеих столицах и стороны всячески к этому готовятся, но в закрытом режиме. Согласно последней информации издания Middle East Eye, Москва запросила, чтобы борт №1 сопровождали истребители. Однако это оказалось сложной проблемой, поскольку в этом случае боевые самолеты совсем уже недружественной страны входят в зону действия ПВО НАТО. И как быть в такой ситуации, не совсем понятно. Нужно, видимо, выписывать в таком случае некие разрешения в Брюсселе. Но там же сидят бюрократы, которые неизвестно как проведут это по документам.

Политика Реджепа Тайипа Эрдогана все больше вызывает вопросы. Все-таки с кем он: с Западом, Востоком, Глобальным Югом или сам с собой?

Получается, что с каждым понемногу и ни с кем конкретно. При этом в Турции по итогам августа зафиксировано снижение инфляции, внимание, до 52%. Это, конечно, меньше, чем 70%, но все-таки оставляет желать лучшего.

Но вернемся к Украине. Похоже, что турецкий лидер выбывает из числа значимых посредников по урегулированию конфликта. На его место претендуют Индия, Китай, естественно, США и ближневосточные монархии. Что касается России, то все больше кажется, что отнюдь не истребители стали причиной очень сложной и закрытой подготовки визита Владимира Путина, а то, что нет корневой темы, вокруг которой можно было бы строить дальнейшее стратегическое сотрудничество. И как его строить, если партнер не согласен с нынешней конфигурацией российских границ? К слову, нынче главные дорогие гости в Киеве — это госсекретарь США Энтони Блинкен и глава МИД Великобритании Дэвид Лэмми. А Эрдоган общается по видеосвязи.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента