«Достаточно подобной романтики»

Дмитрий Дризе — о проблемах российского кино

Минкульт отозвал прокатное удостоверение художественного фильма «Рыжий», который рассказывает о судьбе екатеринбургского поэта Бориса Рыжего. Премьера была запланирована на 12 сентября. Однако в связи с решением министерства мероприятие пришлось отменить. Главную роль в картине режиссера Семена Серзина исполнил рэп-исполнитель и писатель Евгений Алехин. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что подобное кино не вписывается в современные реалии.

Фото: Алексей Назаров, Коммерсантъ

Художественный фильм «Рыжий», посвященный творчеству известного поэта Бориса Рыжего, должен был выйти на экраны кинотеатров страны в начале сентября, но не вышел. Минкульт отозвал прокатное удостоверение. Согласно заявлению ведомства, разрешение отозвано на основании подпункта «з» действующего регламента, который формулируется следующим образом: «в иных определенных федеральными законами случаях».

Мы, конечно, не будем по традиции пытаться разгадать ребус: что же, собственно, скрывается за этим загадочным «иным случаем "з"»? Циник скажет, мол, чего гадать, когда и так все ясно. Но суждение это в корне неправильное. И, кроме того, в разных Telegram-каналах появилась версия о том, что вопрос там чисто технический, политики никакой нет. Было, дескать, нарушение в документации, и чиновникам пришлось реагировать. Министерство же не может законы нарушать.

Как бы то ни было, некоторые соображения на этот счет все-таки хочется высказать. Наверное, все знают, кто такой Борис Борисович Рыжий — очень популярный поэт, певец времен перестройки и 1990-х годов ХХ века. Покончил жизнь самоубийством в 26 лет — совсем молодым. Как отмечал в свое время по этому поводу Владимир Семенович Высоцкий, «кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт». Достаточно распространенный случай в истории России на разных ее этапах. Впрочем, к делу это не относится.

Нужно еще сказать, что о судьбе Бориса Рыжего в 2008 году был снят документальный фильм нидерландского режиссера Алены ван дер Хорст. Картина была показана на кинофестивалях в Великобритании, Канаде, Аргентине, Польше, России и, собственно, Нидерландах. И вот теперь уже российский режиссер Семен Серзин снял художественный фильм.

Посмотревшие его на всевозможных показах в большинстве своем не совсем поняли, чем он провинился. Мол, нет там никакой крамолы. Да, в непростое время жил человек, так оно прошло. И речь там идет не о социальном строе, а о нелегкой судьбе творца — классический сюжет. Но вот так часто случается, что таланты и даже гении — люди сложные, нестандартные. Они часто не вписываются в общепринятые для государства рамки. И, что самое неприятное, категорически не желают идти по этому поводу на компромисс. Кто-то, конечно, идет, а кто-то нет.

Потом мы понимаем — сейчас время сложное, стране требуются более жизнеутверждающие картины и соответствующие герои.

Иной опять скажет, мол, поэзию в рамки не встроишь, она от души идет. И с этим тоже можно поспорить. Смотря как подойти к вопросу — это во-первых. Во-вторых, зачем народ российский в очередной раз волновать? Тем более только что страна с такой радостью и воодушевлением посмотрела «Слово пацана». Кажется, что достаточно подобной романтики. Традиционных ценностей и патриотизма — побольше, а негативных страниц истории — поменьше.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента