НРД не вычеркнули из списка
Может ли ЕС передать прибыль российских инвесторов Украине
Россияне могут навсегда потерять доходы от заблокированных активов. По мнению юристов, суд Евросоюза уже подготовил базу для изъятия прибыли в пользу Украины. 11 сентября инстанция отказалась снять санкции с Национального расчетного депозитария. НРД пытался оспорить основания, по которым был включен в черные списки ЕС. Теперь, как отмечают собеседники “Ъ FM”, судьба заблокированных активов становится более туманной. Почему? И как это отразится на клиентах НРД? Разбирался Иван Хорушевский.
НРД оспорил свое нахождение в черных списках практически сразу после того, как в них попал. Иск был подан в августе 2022-го. Обоснованность претензий российской стороны суд оценивал ровно два года. Депозитарий главным образом был не согласен со статусом «системно значимой организации», которым его наградил Совет ЕС. Европейские чиновники отмечали, что НРД размещал гособлигации, предоставлял услуги правительству, а, значит, был важной единицей финансовой системы России и оказывал поддержку властям.
В самой компании настаивали, что всегда заботились об интересах частных клиентов, а не госорганов. Но санкции все равно оставили в силе. Теперь, как сообщает Bloomberg, НРД рискует столкнуться с неприятными последствиями — прибыль с его заблокированных активов могут изъять. Препятствий для этого больше нет, отмечает партнер адвокатского бюро NSP Александр Некторов: «Национальный расчетный депозитарий использовал все возможные средства для того, чтобы отстоять свои права.
Естественно, европейские чиновники перестраховывались, они дожидались, когда окончится судебный процесс, чтобы возникла правовая определенность. НРД не может получить свои активы. В этой связи доходы, полученные на эти активы депозитария теоретически можно использовать».
Кроме того, как отмечают юристы, своим решением суд ЕС фактически поставил депозитарий в один ряд с Минфином и Центробанком. А доходы от имущества последнего уже перечисляют Украине. Вывод: та же участь может постигнуть и НРД. Замороженные активы организации Bloomberg оценивает в €70 млрд. При этом Банк России прежде подсчитал, что около 20% заблокированных в результате санкций средств принадлежит частным инвесторам.
Сохранят ли физлица свою прибыль — вопрос открытый. Но шансов на это мало, предупреждает партнер BGP Litigation Сергей Гландин: «В рамках второй статьи 269-го регламента, по основаниям которого НРД и подпал под санкции 3 июня, любые активы, контролируемые Национальным расчетным депозитарием, являются заблокированными и санкционными в Европейском союзе. И регламент не предусматривает, что их как-то должен сепарировать или раздельно учитывать условный Euroclear и прочие центральные депозитарии вроде Clearstream».
При этом сами по себе рестрикции не ограничивают права инвесторов, постановил суд. Они по-прежнему имеют возможность отстаивать свои интересы, и европейские инстанции, а также регуляторы обязаны рассматривать претензии клиентов НРД. Этот вывод внушает оптимизм руководителю санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Андрею Тимчуку: «Суд отметил, что необходимо сделать так, чтобы соблюдались права несанкционных лиц.
То, что это было отмечено,— уже небольшой положительный момент. И есть надежда на то, что, возможно, иностранные регуляторы каким-то образом смягчат требования, которые нужно выполнить частным инвесторам для того, чтобы эти активы были разморожены».
Сам НРД пока использовал не все инструменты для оспаривания санкций. Он может подать апелляцию в Европейский суд. Как показывает практика, очередной процесс может растянуться еще на год-полтора. И все это время прибыль от активов, скорее всего, останется нетронутой.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".