С пробегом все дороже

Несмотря на рост цен, в Черноземье увеличиваются продажи подержанных автомобилей

Предложение на рынке подержанных автомобилей в Черноземье растет, фиксируют профильные аналитики. Так, в июле по сравнению с аналогичным периодом 2023 года объем предложения вырос на 50%, и рост продаж может продолжиться до конца года. Также в макрорегионе отмечается рост средней стоимости автомобилей с пробегом. При этом соотношение спроса и предложения в этом сегменте «остается стабильным» на фоне дефицита автомобилей в стране в целом. Эксперты считают, что рост предложения подержанных авто обусловлен аналогичной тенденцией в сегменте новых машин, а повышение цен объясняют увеличением утилизационного сбора.

Фото: Игорь Елисеев, Коммерсантъ

По данным «Авто.ру», к концу июля за год в Черноземье объем предложения на вторичном рынке легковых автомобилей не старше 15 лет увеличился на 50%. При этом средняя стоимость выросла за год с 1,2 млн до 1,33 млн руб. Соотношение спроса и предложения за предыдущие два месяца 2024 года в сегменте авто с пробегом «остается стабильным», а разница не превышает 1%, добавляют аналитики. В целом в стране, согласно данным «Авто.ру Бизнес», спрос превышает объем выставленных на продажу машин в пределах 5%.

Директор направления «Автомобили» в «Авито Авто» Вадим Иванов фиксирует, что предложение на рынке автомобилей с пробегом в Черноземье в июле выросло на 39,7% по сравнению с прошлым годом, а спрос — на 5,8%. Лидером по объему предложения стала Воронежская область, на которую пришлось 35,2% от всех объявлений о продаже подержанных авто в макрорегионе. В Белгородской области показатель составил 19%, в соседних Курской и Липецкой областях — 13,5 и 13,1% соответственно, в Тамбовской области — 11%. Меньше всего доля в предложении по макрорегиону у Орловской области — 8,4%.

Структура спроса в Черноземье распределилась схожим образом. На долю Воронежской области пришлось 35,8%, Белгородской — 18,4%, Курской — 13,4%, Липецкой — 13,8%, Тамбовской — 10,8%, а Орловской — 7,8%. При этом в «Авито Авто» отмечают, что средняя цена на авто с пробегом в макрорегионе за месяц немного снизилась (в пределах 5%) и составила 759,8 тыс. руб. Она рассчитывалась как медианная по объявлениям о продаже — цена по объявлению, для которого число объявлений с большей ценой будет равно числу объявлений с меньшей ценой.

По данным «Автостата», в ЦФО в июле этого года по сравнению с июлем 2023 года рынок легковых автомобилей с пробегом вырос на 16,7% со 126,2 тыс. проданных машин до 147,2 тыс. Наибольший рост рынка в Черноземье произошел в Орловской области, где было продано 2,3 тыс. автомобилей, что на 10,6% больше, чем годом ранее (2 тыс. авто). В других областях макрорегиона рост показателя менее заметный — в пределах 1-8%.

Директор направления автомобилей с пробегом автомобильного маркетплейса Fresh Максим Солодовник поясняет, что наиболее востребованными у россиян в сегменте авто с пробегом являются модели Lada, занимающие около 30% рынка: «Следом идут Toyota — около 7% — и Hyundai — 6%%. В топе продаж также марки Kia и Volkswagen. В среднем в сегменте лучше всего продаются Lada Priora, Lada Granta, Lada Samara (ВАЗ-2114), ВАЗ (Lada)-2107 и Hyundai Solaris. При этом дефицита иномарок на вторичном рынке не наблюдается. Например, на нашем маркетплейсе доступно более 20 тыс. моделей с пробегом, в том числе зарубежных марок».

Господин Солодовник прогнозирует, что по итогам года вторичный авторынок в стране и в макрорегионе в частности «покажет положительную динамику по сравнению с 2023 годом». «Основной предпосылкой для этого станет рост цен на новые модели из-за повышения утилизационного сбора в октябре 2024 года, а также высокие ставки по кредитам. Соответственно, спрос сместится на сегмент автомобилей с пробегом»,— добавил представитель Fresh.

Воронежский автоэксперт, руководитель издания и канала Сarzclub.ru Алексей Шамарин отметил, что рост предложения на рынке новых автомобилей повлек за собой и рост предложения подержанных авто: «Это закон рынка. Ценник на машины вырос достаточно заметно — за три года в среднем на 40–50%. Не стоит забывать об экономической ситуации в стране, курсе рубля и доллара. С 1 апреля повысили утилизационный сбор и будут повышать дальше. Его сравняли с тем, что было в Беларуси, Казахстане и Армении. Теперь везти б/у автомобиль в Россию стало невыгодно. Это делается для того, чтобы покупались новые отечественные машины. А их берут сейчас как горячие пирожки наряду с авто китайских производителей, которые продолжают экспансию на нашем рынке. Хороший автомобиль с пробегом сейчас не обойдется дешевле 2 млн руб. Но нужно понимать, что б/у авто — это кот в мешке, даже если покупаешь его у дилеров».

Ситуацию с соотношением спроса и предложения эксперт охарактеризовал как «весьма динамичную», так как «рынок — это живой организм». «В октябре цены на машины увеличатся еще как на новые, так и на подержанные»,— прогнозирует господин Шамарин.

Егор Якимов

Вся лента