Регуляторным песочницам уточняют бортики

Минэкономики готовит их к экспериментам с искусственным интеллектом

Минэкономики подготовило набор проектов нормативных актов для реализации поправок к федеральному закону об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций. Три из них опубликованы на этой неделе — в том числе проект постановления правительства, уточняющий порядок отстранения участников от экспериментов в области искусственного интеллекта (ИИ) при нанесении ущерба жизни и имуществу. Всего в РФ действуют 16 ЭПР, 13 из них — по беспилотникам, в работе у Минэкономики еще восемь заявок, в том числе по такси и каршерингу. Механизм в целом востребован бизнесом, но требует повышения участия предпринимательского сообщества в разработке, отмечают в АНО «Цифровая экономика».

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Минэкономики подготовило три проекта постановлений правительства, направленных на реализацию поправок к федеральному закону об ЭПР в сфере цифровых инноваций (169-ФЗ) — они заработают с 5 января 2025 года. ЭПР, или «регуляторные песочницы»,— механизм, позволяющий вводить «локальные» изменения в правовое регулирование на отдельных территориях ради внедрения новых и не укладывающихся в существующие нормы технологий. Из документов Минэкономики первый меняет правила внесения изменений в ЭПР — они могут быть подготовлены уполномоченным органом или регулятором по собственной инициативе, поручению президента или правительства, а также по предложениям компаний (срок рассмотрения — десять календарных дней). Второй проект оптимизирует отчетность ЭПР и детализирует порядок подготовки предложения о внесении изменений в общее регулирование. Третий — дает Минэкономики дополнительное основание для приостановления статуса субъекта ЭПР — по заключению комиссии ведомства, созданной для установления обстоятельств, при которых был причинен вред в результате использования решений с использованием искусственного интеллекта.

По данным Минэкономики, сейчас в РФ реализуются 16 экспериментально-правовых режимов, в них работает более 190 компаний. Девять ЭПР направлены на апробацию беспилотных авиационных систем, четыре — наземных беспилотников, по одному обеспечивает эксперименты компаний в области телемедицинских технологий, персональных медицинских помощников и предоставления госуслуг. Также ведомство прорабатывает восемь новых заявок на ЭПР, в их числе — проекты систем противодействия беспилотникам, ИИ в здравоохранении, каршеринг.

«ЭПР необходимо рассматривать прежде всего как возможность комплексной апробации технологий и правовых механизмов. При этом каждый эксперимент реализуется при госконтроле за безопасностью технологии»,— отмечают в аппарате ответственного за цифровизацию вице-премьера, главы аппарата Белого дома Дмитрия Григоренко.

Поправки к закону позволят значительно упростить доступ к ЭПР со стороны бизнеса и сделать экспериментальные режимы еще более привлекательными для апробации новейших технологий в реальной жизни, добавляют там.

Точечные правки в регулирование режимов для тестирования инноваций потребовались по результатам их работы для ускорения запуска новых программ, а также для уточнения порядка апробации технологий искусственного интеллекта, отмечал ранее глава департамента цифрового развития Минэкономики Владимир Волошин. Всего министерство работает над 11 подзаконными актами в области ЭПР, сообщили “Ъ” в Минэкономики (практика их установления началась с марта 2022 года), часть из них также необходима для реализации новелл в области ИИ. Отметим, что в планах Минэкономики было запустить еще до конца 2022 года ЭПР в сфере телемедицины, грузоперевозок с помощью дронов, перевозки пассажиров беспилотными такси, бизнес-аналитики на основе больших данных и медицинских исследований эффективности лекарственных препаратов. По словам источника “Ъ”, знакомого с разработкой ЭПР, в том, что основная их часть сейчас — беспилотники, нет никакой закономерности, при этом, например, авиация — очень чувствительная сфера, где проверить гипотезу для дальнейшего внедрения можно и нужно в максимально контролируемой среде.

«В целом инструментарий ЭПР востребован бизнесом»,— признает директор направления «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Немчинов. Вместе с тем, по его словам, у компаний все более явно формируется запрос на учет предложений компаний. «В первую очередь обращает на себя внимание снижение роли предпринимательского сообщества в рассмотрении и установлении ЭПР. Сейчас позиция бизнеса является необязательной для учета профильным ФОИВ, что может порождать конфликтные ситуации на рынке и в перспективе затруднить выработку системных решений по имплементации новых норм. Также бизнес отмечает закрытый характер работы органов власти над проектами ЭПР»,— говорит он.

Венера Петрова

Вся лента