Автокредитование подогревают льготами

Как дилерские центры оценивают эффект от программы

Правительство выделило дополнительные средства на льготные автокредиты в 2024 году. Минпромторг направит на эти цели 6,5 млрд руб. Также предусмотрено финансирование льготного лизинга на 8 млрд руб. Предполагается, что это поможет дополнительно реализовать 36 тыс. машин. С начала года в рамках программы было продано свыше 85 тыс. авто. Льгота распространяется на отечественные автомобили стоимостью до 2 млн руб. Это все модели Lada, УАЗ, ГАЗ полной массой до 3,5 т , а также Haval Jolion, выпущенные в Тульской области. В рамках программы можно также приобрести со скидкой 35% электромобили, произведенные в России: Evolute, «Москвич 3 Е» и «Амберавто А5».

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Эффект от программы в первую очередь замечают дилерские центры, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «В дилерских центрах Lada трафик покупателей увеличивается сразу в два раза, как только вновь начинает работать льготное автокредитование. Значит, расширяется воронка: если трафик увеличивается, это значит, что и реальных покупателей, которые все-таки решаются купить автомобиль, тоже становится больше.

Как только программа приостанавливается, соответственно, и трафик начинает потихоньку утекать. Поэтому, да, это выгодная история, и самое главное, что она выгодна не только покупателям, но и государству. Потому что все эти деньги не просто тратятся, а в итоге возвращаются в виде налогов всех уровней. Потому что работают заводы, идут отчисления, от подоходного до налога на прибыль, работают дилерские центры, СТО и так далее. В случае с электромобилями мы в принципе говорим о малых величинах, потому что продажи невысокие. Когда идет некий всплеск из-за льготного автокредитования, то суммарные продажи все равно незначительны. И представленные модели проданы в небольших количествах».

Несмотря на растущую цену займов на покупку машин, она сейчас превышает 20%, россияне активно продолжают их брать. В «Скоринг Бюро» подсчитали, что за семь месяцев 2024 года граждане оформили 1 млн автокредитов на 1,4 трлн руб. против прошлогодних 600 тыс. займов на 800 млрд руб. По подсчетам экспертов, если размер среднего автокредита составляет около 1,5 млн руб., то при ставке более 20% заемщик в итоге переплачивает в 2,5 раза.

Однако ожидать охлаждения в сфере автокредитования в обозримом будущем не приходится, говорит генеральный директор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев: «Первый фактор — это некоторый отложенный спрос, который перекочевал из 2022-го и 2023 года, потому что пополнился модельный ряд.

Плюс в 2024 году фактически возникло даже какое-то затоваривание в некоторых сегментах. Продавцы стимулировали продажи через акции, бонусы, и спрос это тоже подстегнуло, в том числе и через автокредиты.

Второе: сыграло роль ожидание роста цен на автомобили— и китайские, и российские. А банкам очень выгоден сегмент автокредитования. Там ликвидный залог — автомобиль, при этом достаточно хорошая клиентская база, то есть в целом это платежеспособные заемщики. И третье: мы видим, что у банков хорошая маржинальность именно в автокредитовании».

Согласно данным агентства «Автостат», января по август текущего года в России было продано более 1 млн новых легковых машин. Это на 65% больше, чем за тот же период 2023-го.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Андрей Загорский

Вся лента