Китайскому автопрому чертят границы

Станут ли концерны из КНР открывать производство в РФ

Китай предостерег своих автогигантов от развития производства за рубежом. Министерство торговли на специальном совещании заявило местным концернам, что активность за пределами страны опасна, сообщает Reuters. Власти, в частности, попросили предпринимателей из-за геополитических рисков не вкладываться в создание заводов по выпуску машин и комплектующих в Турции, Индии и России. Примерно то же самое было сказано о Европе и Таиланде, но в более мягкой форме, пишет агентство. Сейчас на российском рынке китайские автопроизводители, кроме экспорта машин, занимаются поставкой машинокомплектов на уже существующие предприятия, где происходит крупноузловая сборка.

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ

При этом российские власти все активнее пытаются стимулировать партнеров из КНР увеличить свое присутствие, в том числе повышенными пошлинами, заметил президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов: «С 1 октября в РФ вводится новый утилизационный сбор. Опубликована стратегия уже до 2030 года, как он будет повышаться. Ставка там фактически заградительная для ввоза автомобилей. Правильно это или нет? Правильно, конечно, по той простой причине, что на сегодняшний день, судя по действиям, китайским производителям не особенно хочется организовывать производство на российском рынке, поэтому правительство совершенно справедливо вводит подобные ограничительные меры.

При этом сбор и производство в России являются рентабельным при рынке от 2 млн автомобилей. Почему? Потому что производство без автокомпонентов — это такая "потемкинская деревня". Именно и ровно поэтому такой же рынок в Турции. Он похож на отечественный, только существенно меньше, поэтому китайцы на турецком рынке никуда вкладывать не спешат.

Если говорить о том, что можно и нужно сделать в России, то, конечно же, надо развивать собственную отрасль автокомпонентов. Для этого, в частности, придется каким-то образом серьезно заинтересовывать китайских инвесторов, фактически заманивая их к нам.

То есть стратегия из серии "мы вам скажем, и вы все сделаете" здесь не сработает точно. Но может сработать идея, что мы вам позволим сделать вот это, это и это, но так, как раньше просто ввозить машины, у вас не получится».

Согласно подсчетам аналитического агентства «Автостат», в 2023-м доля китайских машин на российском рынке выросла почти вдвое и достигла 61%. Отечественные производители на конец года занимали порядка 30% (по итогам 2022-го — 37%). Процесс принятия решений китайских автогигантов об открытии собственных заводов внутри страны может затянуться еще на несколько лет, считает генеральный директор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Доля производителей из КНР существенно увеличивается. Российский рынок, наверное, самый перспективный и емкий, с одной стороны. С другой, сейчас так получилось, что китайцам удалось очень быстро занять его большую долю и получить хорошую представленность по различным регионам страны. Дальше концерны будут считать, что им выгоднее: производить запчасти и автомобили в Китае или же производить запчасти на родине, а автомобили собирать в России.

Принятие решения о создании производства — это всегда достаточно длительная история, такие планы долго прорабатываются. Но увеличение объемов продаж — это безусловная база для того, чтобы концерны задумались о том, что необходимо машины выпускать в России.

Поэтому я думаю, что китайские компании и так об этом уже не раз задумывались и у ряда производителей есть уже определенные планы. Что касается производства комплектующих, то, скорее всего, в России будут производиться компоненты, которые прежде всего являются объемными, габаритными, то есть которые дорого привозить из страны в страну».

По данным «Автостата», в 2023 году на российском рынке было реализовано чуть более 1 млн новых легковых автомобилей, что на 62% больше, чем по итогам 2022-го. Самыми продаваемыми моделями стали Lada Granta, китайский Haval Jolion, Lada Niva и Vesta, а также Tiggo 7 Pro max. С января по август 2024-го в России было куплено уже более 1 млн новых авто. По итогам года, считают эксперты, рост рынка составит по меньшей мере 50%.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Андрей Загорский

Вся лента