Опасные районы не грозят Петербургу

Локации

Массовая застройка неосвоенных территорий и отставание инфраструктуры за формированием жилых кварталов, по опасениям многих жителей города, способны сформировать на окраинах неблагополучные районы. Насколько такие страхи оправданны, выясняла Мария Коряко.

Чаще всего о возможности формирования неблагополучных районов в среде горожан высказывается мнение в отношении пригородов, застраиваемых так называемыми «человейниками». То есть районов, где жилье многими собственниками приобреталось для последующей сдачи в аренду. Удаленность от центра, плохо развитая транспортная инфраструктура и прочие факторы заставляют собственников отказываться от проживания там самим и сдавать такие квартиры в аренду. Однако перечисленные выше факторы заставляют сдавать жилье по бросовым ценам. В результате в таких районах начинает формироваться определенная социальная среда. Впрочем, насколько эта среда однородна, в среде экспертов нет однозначного мнения.

Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК», говорит, что ситуация с условно бедными и богатыми районами сложнее, чем кажется на первый взгляд. «Во-первых, расслоения избежать не получится никогда, это естественным образом складывающаяся градация. Во-вторых, попробуйте однозначно определить, что такое бедный район в современном Петербурге. С исходным недорогим квадратным метром? Но, например, если пройтись по парковкам новых кварталов, относящихся к недорогой категории, то не придет в голову мысль о "бедном районе". Типовая советская застройка тоже далеко не вся может быть отнесена к такой категории. И тем более дореволюционные районы, где очень дорогая недвижимость чередуется с коммунальными квартирами. Дело не в среднем доходе жителей, а в благополучии, которое вполне может проектироваться. Мировая практика показывает, что наиболее рискованными являются кварталы с максимально плотной застройкой, высотной, без зеленых и прогулочных зон. От такого в первую очередь и нужно уходить»,— рассуждает господин Софронов.

Генеральный директор ООО «Город-спутник Южный» Сергей Хромов полагает, что для того чтобы избежать появления неблагополучных районов, необходимо еще при проектировании локации заложить точки притяжения (они же и драйверы развития места), благодаря которым можно создавать рабочие места, затем продумать транспортную обеспеченность территории и горизонтальные связи между соседними районами и только потом спроектировать качественную жилую среду и социальную инфраструктуру.

«В городе-спутнике Южный будет несколько точек притяжения. Всего в нашем проекте появится 40 тыс. рабочих мест. Это большой показатель. Вакантные места здесь будут интересны жителям не только самого города, но и соседних локаций. Поэтому важны горизонтальные связи между ними, чтобы высококвалифицированные специалисты соседних районов легко добирались до своих рабочих мест в городе-спутнике Южный: в университетских кампусах, высокотехнологичных производствах, общественно-деловых и социальных учреждениях. Тогда экономика локации будет развиваться, "подтягивая" за собой те районы, где таких мощных точек притяжения нет»,— говорит господин Хромов.

Александр Кравцов, управляющий партнер ГК Fizika Development, отмечает: «Если говорить о формировании "гетто" по западному образцу, куда из-за опасной криминальной обстановки не заезжают даже полицейские машины, то Петербургу такой сценарий не грозит. Сегодня при строительстве масштабных проектов в приграничных с городом районах застройщики предусматривают создание и развитие инфраструктуры, точек притяжения для бизнеса, стремятся изначально формировать благополучную жилую среду. Нацелены такие проекты также на семьи с детьми и не предусматривают какое-то большое количество социального жилья для расселения, условно, неблагополучных элементов».

К тому же сегодня, указывает он, появляется все больше проектов со смешанной застройкой: когда в одном жилом комплексе скомбинировано несколько классов жилья — от «комфорта» до «бизнес-плюс». Такой формат способствует формированию однородности окружения и добрососедства.

Если рассматривать околоцентральные районы города, то они тоже существенно преображаются, полагает он. «Сегодня на карте жилых массивов все меньше "темных пятен", каких-то глухих подворотен, которые остались в российском кино 1990-х годов. Скажем, благодаря активному процессу джентрификации и освоению "серого пояса" территории вокруг Обводного канала являются образцово-показательными для благополучной жизни, в отличие от ситуации двадцати- или даже десятилетней давности. Если развитие продолжится в этом же векторе, то никакого сильного социального расслоения по районному признаку в Петербурге не предвидится»,— рассуждает эксперт.

Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management, более пессимистична: «Риск появления таких районов есть: густонаселенные удаленные районы с безликими многоэтажками и невысоким чеком на квартиры — потенциальные "Веселые поселки 1990-х". Избежать расслоения, наверное, никак не получится. Таковы законы урбанистического развития городов и общества. Но можно работать над качеством жизни внутри потенциальных "гетто": больше инфраструктуры (общественной, культурной и социальной), лучше транспортная доступность к более развитым районам города, больше креативных и досуговых пространств. Теория полицентризма городов как раз и работает над решением такой задачи».

Вся лента