«Мы сохраняем трамвай как историческую ценность»

Глава Краснотурьинска Устинов — о развитии транспорта, роли ТОСЭР и дефиците кадров

Краснотурьинский городской округ (Свердловская область) известен Богословским алюминиевым заводом (БАЗ, входит в «Русал») — одним из крупнейших по производству глинозема в стране. Для ухода от монозависимости власти развивают территорию опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). О том, как муниципалитет решает проблемы с дефицитом кадров и общественным транспортом, почему развитию мешает агрессивная политика федеральных сетей и какую роль в безопасности играет видеонаблюдение, «Ъ-Урал» рассказал глава Краснотурьинска Александр Устинов.

Глава Краснотурьинска Александр Устинов

Фото: Тимофей Кутузов

— В 2018 году в Краснотурьинске была утверждена стратегия развития до 2030 года. На решение каких проблем она направлена?

— Мы ожидаем до 2025-2030 года увеличить среднемесячную заработную плату населения на 42%. За последние два года предприятия городского округа увеличили заработную плату от 25% до 50%. Лидером является «Золото Северного Урала», «Краснотурьинск-Полиметалл» — новое предприятие, которое у нас заработало в июне 2023 года. Следом идут БАЗ, «Богословское рудоуправление», «Газпром Трансгаз Югорск». К ним подтягиваются предприятия, численность которых до 200 человек: «Богословский кабельный завод» и «ЛесКом Развитие» — предприятие с российскими корнями, но с китайским финансированием, которое выпускает палочки для мороженого.

Среднемесячная заработная плата работников организаций города за первое полугодие 2024 года составляет 71,3 тыс. руб.

Мы планировали снижение регистрируемой безработицы на 10%, она у нас была 2,2%, а на сегодня 0,7%. Но здесь сложились экономические факторы, которые в свое время были невозможны. Они увеличили количество рабочих мест, в том числе и на оборонных предприятиях, но дефицит кадров очень сильно ощущается. У нас на сегодня в центре занятости стоит 238 человек, это 0,7% от экономически активного населения, а вакансий 734.

Ставили задачу увеличить рост инвестиций на 18%, и мы превысили эту сумму в несколько раз. От 11 млрд руб. до 18 млрд руб. ежегодно привлекается на территорию Краснотурьинска. Это и как вложение действующих предприятий, так и строительство новых производств.

Для нас было важно увеличить количество хозяйствующих субъектов до 40%, и после появлений государственной программы по самозанятым у нас их количество увеличилось кратно. На сегодня на территории Краснотурьинска зарегистрированы более 3,3 тыс. самозанятых юридических и физических лиц, до начала этой программы было 1,2-1,4 тыс.

— Как власти решают вопросы с пассажирскими перевозками?

— Большая проблема с общественным транспортом, у нас здесь нет конкуренции. Большие расстояния и соответствующие цены. Мы сделали нерегулируемые маршруты, но сейчас начали возвращаться к дотированию перевозчиков и регулируемым маршрутам. Заработные платы водителей не соответствуют зарплатам на предприятиях, и водители уходят в служебные перевозки. У предпринимателей, которые занимаются пассажирскими перевозками, 16 автобусов, но на них восемь водителей.

Мы работаем над этим вопросом, дотируем, но в основном это касается перевозок с поселков. У нас есть поселок Чернореченск, там проживают 160 человек, и туда ходят три рейса в день. Там проживает в основном старшее поколение. Мы не имеем никакого права отменить оттуда перевозки, хотя туда ехать никто не хочет. Поэтому мы их дотируем и уговариваем перевозчиков, чтобы они этим занимались.

По городу мы решили вопрос вместе с Карпинском, нас объединяет маршрут №100. На территории задействованы восемь автобусов, которые ездят четко по расписанию каждые 15 минут. Соответственно упала цена, потому что они дотируются из областного бюджета. Сразу увеличился пассажиропоток, и люди между Карпинском и Краснотурьинском ездят нормально с 6:00 и до 23:00. Это стимулирует перевозчиков: они имеют определенный доход и увеличился пассажиропоток. Жители пользуются услугами, потому что их полностью устраивает цена. Она приемлемая, в отличие от неурегулированных перевозок.

— Власти работают над усилением безопасности в городе?

— Хотели быстрее, но не получается, запустить систему «Безопасный город». Здесь должна быть заинтересованность контрольно-надзорных органов, полиции и нас, как муниципалитета, с точки зрения безопасности граждан. Сегодня большая часть преступлений раскрывается за счет видеонаблюдения на магазинах, в общественных местах, но это по остаточному принципу. Давно прошу, чтобы внедрили систему определения лиц, но здесь нужны договоренности, к которым мы идем с ГУ МВД Свердловской области, чтобы программа по опознаванию лиц была применена, в том числе на наших камерах.

Мы хотели весь видеопоток, который у нас есть, вывести на полицию, но, к сожалению, у них точно такая же проблема, как и на предприятиях, это дефицит кадров. Они из-за этого сейчас немножко сопротивляются, видеопоток вывести это самое легкое, кто его будет анализировать.

В целом, по итогам 2023 года обстановка в Краснотурьинске характеризовалась снижением зарегистрированных преступлений на 10%.

— В Краснотурьинске сокращается или растет численность населения?

— Самый болевой вопрос для всех северных территорий — отток населения. На сегодняшний момент в Краснотурьинске идет положительная миграция, за последние три года к нам приехали 500 человек. Это трудовая миграция, жители, которые возвращаются из бывших советских республик и укореняются — приобретают жилье и остаются здесь жить.

Главная проблема — это демография. К сожалению, на сегодняшний момент у нас рождаемость ниже смертности.


Если у нас умирает порядка 850-900 человек, то за 2023 год родилось под 400 человек, то есть практически в два раза меньше. Да, мы за счет миграции добавляем эту дельту, но она все равно не покрывает никаким образом рождаемость.

Официально у нас живет 59 200 человек, цифра колеблется каждый день, зависит от рождаемости и смертности. По факту проживает больше на 500 человек, потому что есть незарегистрированные граждане, в основном из ближнего зарубежья, которые работают на капитальных ремонтах многоквартирных домов, на предприятиях городского округа, строительно-монтажных и благоустроительных работах.

— В городе работает один филиал вуза и четыре учреждения среднего профессионального образования. Сколько кадров в год они выпускают?

— Среднеспециальные учебные заведения выпускают порядка 250-300 специалистов в год. У нас четыре среднеспециальных учебных заведения, которые работают по программе «Профессионалитет». Два из них технические, это Краснотурьинский политехникум и Краснотурьинский индустриальный колледж, там одновременно учится под 1,5 тыс. человек. Плюс у нас работает филиал Свердловского областного медицинского колледжа, там обучается порядка 300-350 человек, и Краснотурьинский колледж искусств, там учится 220-230 человек.

Мы рядом с политехникумом сделали комфортную городскую среду, акваторию реки Турьи. Привлекательная тема для студентов, но все равно после школы ребята уезжают, примерно 70% выпускников. Плюс демографические волны после 1990-ых годов догоняют нас до сих пор. Количество выпускников школ уменьшается, но скоро эта тенденция опять увеличится, пойдет вверх. К нам первоклассников приходит сейчас больше, чем уходит 10-классников, 11-классников.

У нас работает филиал Уральского федерального университета (УрФУ). В этом году он выпустил порядка 15 специалистов по специальностям энергомашиностроение и металлургия.

Причем эти специалисты как для Надеждинского металлургического завода (НМЗ), БАЗ, так и для компании «Инжиниринг строительство обслуживание», которая обслуживает БАЗ в механике. Добавили Уральский государственный горный университет (УГГУ). В нем по ряду специальностей проходят обучение как раз для предприятий, которые здесь находятся. Сейчас планируем добавить еще гуманитарное направление: государственное, муниципальное управление и экономисты.

— С чем связана потребность гуманитарного направления?

— Потребность есть как в самих образовательных учреждениях, так и в администрации муниципалитета. На сегодня из-за того, что не повышали заработную плату, а на предприятиях зарплата растет, люди стали уходить. Упало качество подготовки документов и всего остального из-за отсутствия кадров, людей просто не хватает. На сегодняшний момент в администрации города не хватает порядка 10% специалистов.

Возникла необходимость ввести специальность «Государственное и муниципальное управление». Пока мы не договорились, но, скорее всего, откроем его на базе УрФУ. Мы разговаривали с Уральским государственным экономическим университетом (УрГЭУ), Уральским институтом управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (УИУ РАНХиГС), но сейчас остановились на УрФУ, тем более филиал вуза у нас есть.

— Краснотурьинск является моногородом с градообразующим БАЗ. Как власти взаимодействуют с предприятием по вопросам развития городского округа?

— Компания «Русал» является нашим социальным партнером, здесь работают больше всего жителей Краснотурьинска, Карпинска, Волчанска и Серова. В этом году мы подписали соглашение, больше 208 млн руб. направлено на социальное партнерство. Мы вместе реализуем строительство Центра спортивных единоборств. Объект находится в завершении. Большая доля по Центру спортивных единоборств ложится на компанию «Русал», мы делаем благоустройство вместе с правительством Свердловской области.

В 2025 году планируем начать строительство корпуса круглогодичного пребывания в загородном оздоровительном лагере «Восход» для детей на 50 ребят. Корпус строится за счет средств «Русала», они выделили 60 млн руб., мы добавляем остатки.

Мы сохранили филиал УрФУ. Совместно с директором БАЗ ездили к ректору Виктору Кокшарову в 2016-2017 годах, когда уже через два часа должно было быть правление, которое могло принять решение о закрытии филиала. Но успели в последний вагон запрыгнуть и сохранить филиал. Взяли на себя затраты содержания здания. В нем раньше училось 600 человек, сейчас там учится порядка 150 студентов. Сняли нагрузку с УрФУ, но при этом оставили и сохранили образование в Краснотурьинске.

Потом добавили в здание филиала вуза Кванториум. Так был образован Уральский инновационный молодежный центр (УИМЦ). Получился коммуникационный перекресток — маленькие дети ходят в Кванториум, смотрят, как занимаются взрослые студенты. При этом мы позиционируем УИМЦ еще с точки зрения того, что любое учреждение может провести свои мероприятия на его территории бесплатно. Когда надо провести мероприятия Северного управленческого округа, мы предоставляем это место. Это объединяет людей с разных территорий и является хорошей точкой взаимодействия, потому что хочешь — не хочешь, есть конкуренция между муниципалитетами и за людей, и за человеческий капитал.

— Созданная в муниципалитете ТОСЭР «Краснотурьинск» помогла решить проблемы моногорода?

— ТОСЭР дала толчок к развитию и уходу от монозависимости. У нас появилось много новых предприятий, снизился уровень безработицы, произошло привлечение инвестиций. В реестр ТОСЭР внесены восемь резидентов, в городском округе зарегистрировано 5049 малых и средних предприятий (МСП), оборот которых оценивается в 7 млрд руб.

У людей увеличилась покупательская способность, постоянных рабочих мест стало много, и начал развиваться малый и средний бизнес.

Стали появляться организации, предоставляющие услуги, параллельно развивается пищевой бизнес. Сейчас к нам на территорию зашла компания «Жизньмарт», будут открывать две точки. Мы видим скупку пустующих зданий нашими предпринимателями, причем на конкурентной основе.

Мы реализовали уже объекты, в одном из которых будут строить гостиницы, в другом откроют ресторан. Один из руководителей наших предприятий строит трехэтажную гостиницу «Дом радио» прямо на берегу Турьи. В июле они получили разрешение на строительство и это один из хороших примеров, что люди начали вкладывать в Краснотурьинск деньги. У нас образовалось много туристических организаций. Например, компания «Калейдоскоп» возит краснотурьинцев по различным курортам, Соль-Илецк (Оренбургская область), Жигаланские водопады у Североуральска. Чем больше покупательская способность у людей, тем больше развивается сфера услуг, потому что когда у людей нет средств тратить, то и не будет ничего развиваться.

— ТОСЭР в городском округе будет действовать до сентября 2028 года. ТОСЭР в Новоуральске и Лесном рассчитаны до 2089 года. С чем связан небольшой срок существования ТОСЭР в Краснотурьинске и что будет с территорией после 2028 года?

— На сегодняшний момент старт, который мы получили в 2016 году, хороший. Мы видим приход новых предприятий на территорию Краснотурьинска, не скажу, что их достаточно, но здесь должен быть баланс. Если территория была экологически негативная, то добавлять сюда еще экологически негативных предприятий, наверно, не нужно.

Одна из проблем как раз экологическая тема. Люди говорят, да, город всем хорош, но воздух плохой, вода нехорошая. Мы сейчас над этим работаем, в том числе с БАЗ. У них большая экологическая программа до 2035 года снизить негативные выбросы в окружающую среду более чем в два раза. То же самое у компании «Полиметалл», они в радиусе 10 км вокруг своих предприятий наблюдают за водой, почвой, воздухом и отчитывается за этим делом.

Если ТОСЭР продлят после 2028 года, а я уверен, что продлят, значит, будут льготные моменты, но на сегодня уже малый бизнес развивается вокруг существующих предприятий без становления резидентом ТОСЭР. Поэтому даже если в 2028 году мы закончим это дело, предприятия были, останутся и бизнес продолжит развиваться.

Мы, привлекая бизнес на территорию, в первую очередь спрашиваем, чем помочь? Либо мы подтаскиваем инфраструктуру, либо мы сами делаем сети. Как сейчас со строителями домов, мы сами строим сети до границы земельного участка, застройщик подключается к сетям не за 3 км, а прямо на границе земельного участка. То же самое касается по предприятиям. Они просят, как правило, предоставить квартиры для их инженерно-технических работников, у кого-то потребность детей устроить в профильные направления. У нас в этом плане вообще вопросов никаких нет.

Мы работаем над привлечением резидентов ТОСЭР, всех отталкивает только одно — это далекая удаленность от центра. В любом случае будет развитие направления Северного широтного хода до порта Сабетта (ЯНАО), потому что освоение Арктики и Северный морской путь — это тема очень хорошо развивается на территории. Мы это видим по потоку транспорта, который идет от Екатеринбурга в сторону Ивделя, ХМАО и ЯНАО. Это может дать дополнительный толчок одного из направлений — строительство большого логистического центра в районе Волчанска, Карпинска, Краснотурьинска рядом с федеральной дорогой. Если все получится по логистике, то можно будет построить здесь логистический центр «Пятерочки», «Монетки» или «Магнита», потому что с Екатеринбурга не натаскаешься, а здесь можно сделать этот момент доступным.

— В 2019 году вы отметили, что федеральные торговые сети вытесняют с рынка малый и средний бизнес в муниципалитетах. Как чувствует себя среднее и малое предпринимательство в Краснотурьинске?

— Федеральные сети убили всех местных товаропроизводителей, демпинганули. У нас есть МУП «Краснотурьинский хлебокомбинат», в режиме жесткой конкуренции он не сможет выдержать ближайшие несколько лет без привлечения инвестиций из местного бюджета. На сегодня в рамках федерального законодательства он подлежит приватизации. Мы этот процесс запустили, но понимаем, что предприятие неконкурентоспособно, когда есть компания «Смак», которая выпускает уже замороженные хлебобулочные изделия, которые бросил в печку, и они как свежие.

Недавно в Тавде закрылся хлебокомбинат. Думаю, наш хлебокомбинат ждет та же самая участь, потому что на сегодня нет программы поддержки местных товаропроизводителей, а федеральные сети диктуют такие условия, которые неприемлемы. Хлебокомбинат — МУП, он работает в светлую, и по-другому никак. Частные ищут, как сэкономить — в каких-то моментах уходят от налогообложения, где-то применяют некачественные материалы.

У нас были свои магазины продуктов «Оазис». Остался последний магазин, еле дышит, все сдали в аренду федеральным сетям. Ну и, конечно же, компания «Красное & белое» — я вообще противник такого размножения этих магазинов буквально на каждом углу. Понимаю, что у них очень агрессивная политика распространения, но считаю, что на федеральном уровне здесь нужно ограничение. Не должно быть столько точек продажи алкоголя в городе.

— В состав городского округа помимо Краснотурьинска входят четыре поселка. Как они развиваются на сегодняшний день?

— Самый крупный поселок Рудничный, его курировало и строило «Богословское рудоуправление». После крушения Советского Союза его передали в муниципалитет, сегодня в нем живет порядка 3,8 тыс. человек. Воронцовка — поселок золотодобытчиков, но там живут и шахтеры, около 1 тыс. человек. Самые мелкие — это Прибрежный и Чернореченск. Чернореченск самый удаленный и старый поселок, он начинался тоже с золотодобытчиков, сейчас там проживает 164 человека.

Раз в полгода проводим сходы граждан, встречаемся с жителями, определяем насущные вопросы. У нас Рудничный и Воронцовка имеют своего социального партнера — это компания «Полиметалл». Она каждый год выделяет 5 млн руб. на поселок Воронцовка и 1,5 млн руб. на Рудничный, но мы корректируем жителей.

Люди хотят жить в поселках так же, как в центре Екатеринбурга. У нас возникает полемика, что не будет Ледового дворца в поселке Рудничный, потому что он есть один в муниципальном образовании. Точно так же не будет художественной школы в том виде, в котором она есть в Краснотурьинске в поселке Рудничный. Пожалуйста, приезжайте сюда. Мы для детей сделали бесплатный проезд в спортивные школы, школы искусств, организации дополнительного образования, причем как туда, так и обратно. То же самое сделали по пенсионерам — с 1 мая по 1 октября мы компенсируем часть затрат в 50% на поездки в сады и в 70% на поездки в Чернореченск, потому что там большая стоимость и в основном живет пожилое население.

— Городской округ Краснотурьинск является одним из четырех муниципалитетов Свердловской области, в котором ходит трамвай. В ряде российских городов прослеживается тенденция устранения этого вида транспорта. Как власти города смотрят на это?

— Трамвай себя чувствует очень плохо, требуется замена трамвайных путей, троллеи. Но мы сохраняем трамвай как историческую ценность, хотя это обходится в 15 млн руб. в год. У меня есть принцип, если не я это создавал, то не мне это закрывать. Да, понимаю, что это экономически невыгодно, но нельзя все мерить экономикой. Есть еще исторические моменты, нельзя же снести памятник Родина-мать. Его нужно содержать, но это исторический символ, память народа.

Сейчас трамвай у нас больше используют музейные работники, чем сами жители, но зимой и в непогоду он всегда пользуется спросом. Я все равно уверен, что будущее за электротранспортом, и это только вопрос времени.

Городской округ Краснотурьинск

Муниципальное образование Свердловской области. Площадь — 309,5 кв. км. Население на начало 2024 года, по данным Свердловскстата, — 58,8 тыс. человек. Расстояние от Екатеринбурга до Краснотурьинска составляет 426 км. Градообразующее предприятие — Богословский алюминиевый завод (БАЗ, входит в «Русал»).

Александр Юрьевич Устинов

Родился 26 июня 1971 года в Краснотурьинске. В 1993 году окончил Уральский горный институт имени Василия Вахрушева (сегодня — Уральский государственный горный университет) по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых». С 1993 года начал профессиональную деятельность на кирпичном заводе Богословского алюминиевого завода в должности мастера, впоследствии стал начальником карьера. В 2001 году был назначен председателем комитета по ЖКХ, транспорту, связи, энергетике и природопользованию администрации Краснотурьинска. С февраля 2003 года работал в должности заместителя главы муниципалитета по ЖКХ, транспорту, связи, энергетике и природопользования. В 2012 году занял пост начальника отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области. В июне 2013 года получил должность заместителя управляющего Северным управленческим округом региона. С 8 сентября 2013 года — глава городского округа Краснотурьинск. В 2017 и 2022 годах вновь возглавлял муниципалитет.

Беседовал Василий Алексеев

Вся лента