Двойственная природа роста
Основные драйверы страхового рынка испытывают похожие трудности
Российский рынок страхования non-life в первом полугодии рос неплохими темпами, ускорившись весной. Продолжая работать над расширением клиентской базы, страховщики прогнозируют по итогам года замедление роста и, в отличие от прошлых лет, ждут повышения стоимости полиса в автокаско.
Весеннее обострение
По данным Банка России, по итогам шести месяцев этого года премии по всем видам страхования, за исключением сегмента страхования жизни, выросли на 10% по сравнению со сборами за первое полугодие 2023-го, превысив 800 млрд руб. За второй квартал при этом было собрано почти 430 млрд руб., что на 30% выше прошлогоднего показателя.
«По итогам девяти месяцев мы ожидаем роста рынка на 10%, до 1,2 трлн руб.»,— говорит руководитель Центра стратегического анализа «СберСтрахования» Владислав Чезганов. Ключевыми драйверами роста, по его прогнозу, выступят страхование путешественников, которое прибавит 30–35%, каско (+20–25%), страхование имущества граждан (+12%) и ОСАГО (+5%).
«Построен алгоритм взаимодействия»
Говорим с участниками рынка страховых услуг об инициативе по проверке ОСАГО с использованием дорожных камер. Вопросы очевидные: хотят ли страховщики, чтобы заработал контроль полисов ОСАГО у автовладельцев через камеры на дорогах, что нужно, по их мнению, для запуска системы и в какие сроки может быть начата проверка, реализованная таким способом?
Николай Галушин, генеральный директор Национальной страховой информационной системы (НСИС):
— Для функционирования системы применения штрафов за отсутствие полисов ОСАГО с применением фотофиксации критически важен такой уровень информационного взаимодействия и сопряжения информационных систем оператора АИС страхования и ГИБДД, который бы исключал малейшую возможность обращения штрафа к лицу, которое полностью исполнило норму закона об обязательном страховании владельца транспортного средства, но информация о его полисе не была идентифицирована в ГИБДД. Для того чтобы таких ситуаций не было, построен алгоритм взаимодействия, при котором данные будут запрашиваться несколько раз с интервалом во времени, чтобы информация по полису ОСАГО даже в условиях заключения однодневного договора ОСАГО была с гарантией загружена в АИС страхования. Двойная проверка данных из информационной системы, оператором которой является НСИС, позволит повысить качество проверок, снизить риск наложения штрафов на добросовестных граждан, повысит доверие к системе обязательного страхования и усилит давление на граждан, которые уклоняются от заключения договоров ОСАГО.
Андрей Мозеров, советник по безопасности компании «Совкомбанк Страхование»:
— Периодичность выставления штрафа, один раз в сутки, является адекватной и дает возможность автовладельцу решить вопрос с ее оформлением в комфортном режиме. Вызывает некоторые сомнения стимулирующий эффект данной меры применительно к неоцифрованным регионам, где нет камер и проверка наличия ОСАГО происходит вручную, сотрудниками полиции. Отсутствие «цифрового» контроля может произвести обратный эффект и возвращение к разборкам «по понятиям».
Антон Пожидаев, руководитель направления ОСАГО «СберСтрахования»:
— Представители страховых компаний заинтересованы во внедрении контроля наличия полисов ОСАГО у автовладельцев через камеры на дорогах. Это в целом будет способствовать более глубокому проникновению данного вида страхования и, как следствие, защищенности остальных участников движения.
Евгений Уфимцев, президент Российского союза автостраховщиков (РСА):
— РСА поддерживает инициативу по проверке ОСАГО с использованием дорожных камер. В связи с этим в июне в Минфин России, ГУОБДД МВД России и Банк России союз направил обращения о необходимости ускорения запуска проекта. Скорейшее внедрение проверок должно стать необходимой альтернативой механизму проверки наличия договора ОСАГО при регистрации транспортных средств, которое упраздняется в следующем году.
При этом одним из основных препятствий к внедрению проверок с применением дорожных камер является действующая в настоящее время формулировка статьи 12.37 КоАП, позволяющая привлекать к административной ответственности за эксплуатацию транспортного средства без полиса ОСАГО неоднократно в течение суток. В связи с этим был подготовлен законопроект «О внесении изменения в ст. 12.37 КоАП РФ», которым вводится положение, позволяющее привлекать к административной ответственности не более одного раза в сутки. По информации, имеющейся в РСА, такой законопроект был направлен в правительство РФ для получения официального отзыва. В августе РСА направил обращение в аппарат правительства РФ с просьбой поддержать внесение изменений в ст. 12.37 КоАП, предусмотренных соответствующим законопроектом.
Юлия Федотова, руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию СК «Абсолют Страхование»:
— Все страховщики однозначно поддерживают подобный контроль, который будет стимулировать и обеспечивать защиту ТС ОСАГО автовладельцами, в том числе в связи с увеличением штрафа за отсутствие ОСАГО. Таким образом, ожидаемо минимизируется объем незастрахованных ТС и сложностей для потерпевших в урегулировании ущерба виновником, ответственность ТС которого не была застрахована. На сегодняшний момент, по последней информации от РСА, срок реализации — конец 2024 года. Проект не был ранее запущен в связи технологическими сложностями, такими как актуализация баз данных РСА и ГИБДД и их интеграция.
Вместе с тем, как отмечают аналитики СК «Согласие», в середине 2024 года страховщики встретились с рядом вызовов покупательной способности сразу по нескольким рынкам. Сильно возросли цены на недвижимость и автомобили, увеличилась ключевая ставка ЦБ, что привело к подорожанию кредитов, также сильно сократилась поддержка государства по программам льготного ипотечного кредитования. Все эти факторы, по мнению аналитиков, привели к снижению покупательной способности и, как следствие, уменьшению интереса к страховым продуктам.
Условия высокой инфляции и высокой ключевой ставки Центробанка двойственно влияют на страховой рынок, говорит руководитель Центра аналитики «Росгосстраха» Дмитрий Ларин. С одной стороны, удорожание автокредитования и других направлений деятельности, связанных с кредитованием, означает снижение потребительского спроса и, соответственно, продаж страховых продуктов, с другой — высокие ставки на депозиты ведут к росту доходов от инвестиционной деятельности, поясняет эксперт.
Чистая прибыль всего страхового рынка по итогам первого полугодия 2024-го сократилась по сравнению с первой половиной 2023-го на 14,9%, до 211,1 млрд руб. Основная причина сокращения прибыли страховщиков — ухудшение результатов от инвестиционной деятельности за счет отрицательной переоценки валютных и финансовых активов.
Но общий объем чистой прибыли всех видов страхования, за исключением сегмента страхования жизни, по итогам полугодия составил 166 млрд руб. против 152 млрд руб. годом ранее. «Улучшение показателя произошло в основном за счет прибыли от страховой деятельности»,— обращает внимание представитель Банка России.
Финансовые результаты компаний либо сопоставимы, либо хуже, чем в прошлом году, в основном за счет негативного влияния валютной переоценки на фоне положительного влияния в прошлом году, говорят аналитики ВСК. Без учета валютной составляющей результаты от страховой деятельности и процентный инвестиционный доход, по их подсчетам, выше прошлогоднего в среднем более чем на 20%. Высокие процентные ставки в моменте приводят к увеличению процентного дохода от размещения резервов, однако в долгосрочной перспективе они ведут к снижению потребительского спроса, что в конечном счете негативно сказывается на финансовом результате страховщиков, отмечает Дмитрий Ларин.
Топ-20 страховых компаний по страхованию жизни (с учетом входящего перестрахования)* на 01.07.2024 г. Таблица подготовлена «Эксперт РА» для “Ъ”
|
Корректировка тарифов
Основным драйвером роста рынка в первом полугодии стало, по данным ЦБ, автокаско, где премии выросли более чем на 22%, в ОСАГО при этом наблюдался рост лишь на 4,5%, причем во втором квартале был даже спад на 1,2% относительно уровня сборов второго квартала прошлого года.
Росту в автокаско способствовали расширение спроса со стороны физических лиц, число договоров, заключенных с ними, во втором квартале выросло более чем на четверть по сравнению со вторым кварталом 2023-го. Это объясняется увеличением продаж новых автомобилей (во втором квартале они выросли на 70% относительно прошлогодних показателей, число автокредитов удвоилось), на которые обычно оформляется страховка, а если речь идет о покупке в кредит, каско является «квазиобязательным» условием, поскольку включается банками в условия договора.
Сами страховщики также работают над расширением клиентской базы, отмечают в ЦБ, например увеличивают возраст автомобилей, принимаемых на страхование, повышают возможности страхования праворульных автомобилей. «Рост рынка автокаско темпами свыше 20% обеспечивает сочетание таких факторов, как продолжающийся рост продаж новых автомобилей, рост цен на автозапчасти и популяризация коробочных программ»,— отмечает Владислав Чезганов.
То, что среди владельцев подержанных автомобилей наибольшей популярностью пользуются недорогие программы автострахования с ограниченным набором рисков и договоры с франшизами, привело к тому, что средняя страховая премия по договорам автокаско, заключенным с физическими лицами, оставалась на низком уровне и составила, по данным ЦБ, 20,4 тыс. руб. против 19,7 тыс. руб. в первом квартале, что примерно на 10% ниже прошлогодних показателей. Средняя страховая премия по ОСАГО в целом составила 7,3 тыс. руб., для граждан — 6,9 тыс. руб.
«На фоне показателей инфляции рост каско составляет порядка 20–25% в год, однако увеличение средней премии сдерживает растущий спрос на программы с небольшим набором рисков и франшизы,— говорит Владислав Чезганов.— В ОСАГО рост составляет от 3% до 5%, что связано с ценовой конкуренцией за клиента, размер средней премии в 2024 году сохранится на уровне 2023-го».
«В последние несколько лет мы наблюдали планомерное снижение тарифов по каско — это было связано как со снижением убыточности, так и с ростом конкуренции»,— отмечает Дмитрий Ларин. Он полагает, что «в этом процессе рынок достиг своего потолка», и ожидает, что в ближайшее время — вероятно, уже в этом году — стоимость полисов начнет планомерно повышаться в связи с тем, что новые автомобили, в том числе пользующиеся все большей популярностью электромобили, довольно дороги в обслуживании и ремонте.
«Мы не ожидаем резких колебаний цен на ОСАГО в ближайшем будущем,— говорят эксперты ВСК.— Однако уже сейчас наблюдаем возрастающее давление на среднюю выплату, что обусловлено ростом стоимости запасных частей как для новых, так и для старых моделей транспортных средств, что в дальнейшем должно не только находить отражение в справочнике запасных частей, используемых единой методикой расчета убытка, но и неизбежно приводить к корректировке тарифов».
Топ-20 страховых компаний по ОСАГО (с учетом входящего перестрахования)* на 01.07.2024 г. Таблица подготовлена «Эксперт РА» для “Ъ”
|
Топ-20 страховых компаний по страхованию автокаско (с учетом входящего перестрахования)* на 01.07.2024 г. Таблица подготовлена «Эксперт РА» для “Ъ”
|
Расширяя социальный пакет
Рынок ДМС во втором квартале почти утроился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (95,4 млрд руб. против 33,4 млрд руб., по данным ЦБ), однако нужно учитывать, что, во-первых, второй квартал прошлого года был откровенно провальным (падение объемов собранных премий составило почти 30%), а во-вторых, как отмечает регулятор, важную роль сыграл чисто технический формальный фактор — переклассификация части премий в ДМС из другой учетной группы (договоров с физическими лицами с недорогим покрытием, продаваемых через банковский канал).
При этом, обращает внимание Банк России, продолжился рост взносов по медицинскому страхованию работодателями своих работников: прирост сборов по отношению ко второму кварталу 2023 года составил 30,1%, количество заключенных договоров выросло почти вдвое, что может объясняться расширением работодателями социального пакета с целью удержания и привлечения работников в условиях дефицита на рынке труда. Средний размер страховой суммы на одного застрахованного по таким договорам существенно сократился: во втором квартале 2024 года он составил 6,9 млн руб. против 15,3 млн руб. годом ранее, что говорит о заключении договоров с меньшим набором включенных рисков. Несмотря на это, средняя страховая премия на человека выросла почти на четверть — с 4,1 тыс. до 5,1 тыс. руб., что, с точки зрения ЦБ, объясняется ростом цен на медицинские услуги. Отметим, что в целом по рынку ДМС (страхование работодателями работников по числу договоров занимает на нем порядка 20%) рост средней премии в процентном отношении был более скромным: за год она увеличилась с 17,0 тыс. до 19,3 тыс. руб. (+13,5%).
«ДМС, как правило, растет за счет медицинской инфляции — продукт очень сильно завязан на стоимость медицинских услуг,— говорит Димитрий Ларин.— При этом сейчас, помимо инфляции, наблюдается еще и оживление спроса: виден рост числа договоров, в ряде случаев — расширение наполнения страховых программ». «На рост стоимости ДМС в первую очередь влияет уровень медицинской инфляции. В первом полугодии она составила 9%, а по итогам года ожидается на уровне 10–11%. Примерно таким же будет и рост стоимости ДМС»,— прогнозирует Владислав Чезганов.
При этом в сегменте страхования от несчастных случаев и болезней, напротив, премии сократились на 27% — в основном за счет страхования заемщиков. Такая динамика связана с тем, что отдельные финансовые компании начали переходить на коллективные схемы страхования еще во втором полугодии 2023-го и премии существенно сократились, поясняют в ЦБ.
Топ-20 страховых компаний по страхованию от несчастных случаев и болезней (с учетом входящего перестрахования)* на 01.07.2024 г. Таблица подготовлена «Эксперт РА» для “Ъ”
|
Топ-20 страховых компаний по ДМС (с учетом входящего перестрахования)* на 01.07.2024 г. Таблица подготовлена «Эксперт РА» для “Ъ”
|
Влияние ипотеки
Объем премий по страхованию имущества граждан, по данным ЦБ, во втором квартале 2024 года на 41% превысил показатель второго квартала 2023-го, показатели за полугодие гораздо скромнее — рост на 11%. Это связано с тем, что существенный вклад в динамику рынка внесло страхование в рамках ипотечного кредитования, которое сильно выросло как раз во втором квартале, в преддверии окончания действия госпрограммы «Льготная ипотека».
Объемы взносов по страхованию строений граждан и домашнего имущества также выросли незначительно, несмотря на уменьшение числа заключенных договоров, за счет увеличения стоимости страховой защиты, отмечают в Центробанке.
Топ-20 страховых компаний по совокупному объему страховых премий (с учетом входящего перестрахования)* на 01.07.2024 г. Таблица подготовлена «Эксперт РА» для “Ъ”
|