Зона на нуле

Следователи СУ СКР проверяют жалобы жителей Ульяновской области на строительство крематория

Следственное управление СКР по Ульяновской области начало проверку жалоб жителей коттеджного поселка Зенит, находящегося в полутора километрах от Ульяновска. Они протестуют против строительства крематория в непосредственной близости от их домов. В видеообращении к главе СКР Александру Бастрыкину жители поселка заявили о нарушении их прав на благоприятную среду проживания, отмечая, что, согласно СанПиН, санитарно-защитная зона (СЗЗ) для таких объектов должна иметь радиус как минимум 500 метров, но разработчики проекта установили нулевые расстояния СЗЗ по всем координатам. Разработчики утверждают, что их расчеты законны. Эксперты отмечают, что даже самые совершенные фильтры не способны обеспечить нулевые выбросы в атмосферу. Экологи и депутаты обращают внимание на смену функционала земельного участка, произведенную региональным минимущества и архитектуры для проекта крематория.

Координатор реготделения "Зеленой России" Александр Брагин считает, что размещение крематория рядом с жилыми домами недопустимо

Фото: Александр Брагин

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил и.о. руководителя СУ СКР по Ульяновской области Антону Дунину провести проверку ситуации со строительством крематория в непосредственной близости от коттеджного поселка Зенит (1,5 км от Ульяновска, административно относится к селу Архангельское) и представить доклад о результатах, сообщил Информационный центр СКР.

Как отмечается в сообщении, жители Зенита разместили в интернете видеообращение к председателю СКР, в котором заявили о несогласии с возведением крематория вблизи их жилых домов. «Граждане, среди которых многодетные семьи, против строительства, так как их домовладения расположены ближе пятисот метров от объекта, что нарушает санитарно-эпидемиологические нормы и может оказать негативное воздействие на их здоровье и состояние окружающей среды. Многочисленные обращения в различные инстанции результатов не принесли», — сообщает ИЦ СКР. В своем видеообращении жители Зенита просят СКР провести проверку всей разрешительной документации на строительство крематория.

Кроме того, как стало известно «Ъ», жители поселка также направили обращение прокурору Ульяновской области, где подробно, со ссылками на требования СанПиН, описали сложившуюся ситуацию. В обращении они отмечают, что уже обращались в прокуратуру с просьбой проверить законность строительства крематория и защитить их права, приняв меры прокурорского реагирования, однако в июле этого года ведомство ответило, что нарушений не обнаружено.

В СУ СКР во вторник «Ъ» сообщили, что проверка была «начата незамедлительно после получения поручения Александра Бастрыкина», уже с утра собирается информация от членов инициативной группы, идет опрос чиновников, имеющих отношение к разрешительной документации проекта.

Необходимость строительства крематория обсуждалась в мэрии неоднократно в связи с заполнением территории существующего Архангельского кладбища. Поселок Зенит находится в 390-400 метрах от кладбища, в 145 метрах от границы земельного участка, выделенного под крематорий, и в 290 метрах от строящегося здания крематория. Согласно кадастровой карте, участки, выделенные под новое ИЖС, расположены также в непосредственной близости от строящегося крематория, один из них непосредственно граничит с земельным участком крематория.

По данным паспорта объекта, арендатором участка и инвестором является ООО «Ульяновский городской крематорий», зарегистрированное в Ульяновске в 2016 году. 40% компании принадлежит москвичу Евгению Бурлаковскому, 10% — его сыну Максиму Бурлаковскому, 30% — москвичу Александру Хруцкому и 20% — Павлу Тсанидису. Первые трое также владеют различными долями Вологодского, Липецкого, Ивановского и Кировского областных крематориев, Чувашского республиканского крематория, а также Кировского городского и Казанского крематориев. Первоначально сумма инвестиций в проект оценивалась в 300-350 млн руб.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, крематории с количеством печей более одной относятся к первому классу опасности промышленных объектов, и для них санитарно-защитная зона должна быть радиусом не менее 1 км, крематории с одной печью относятся ко второму классу опасности, и для них радиус СЗЗ должен составлять 500 метров (по неофициальной информации, первоначально в проекте планировалось две печи, в последнем варианте проекта заложена одна печь).

Земельный участок под крематорий находится в собственности Ульяновска, хотя административно относится к Мирновскому сельскому поселению. Как, когда и на каких основаниях участок был передан в аренду «Ульяновскому городскому крематорию» в аренду, в мэрии Ульяновска пояснить не смогли. Точно так же в региональном министерстве имущественных отношений и архитектуры не смогли пояснить «Ъ», когда и на каких основаниях был изменен функционал земельного участка с земли сельхозназначения «на землю под крематорий», лишь пояснили, что перевод был осуществлен в связи с фактической арендой участка под строительство крематория. На вопрос, насколько это возможно, если существуют требования СанПиН по СЗЗ, в министерстве не ответили, пообещав дать информацию по запросу «Ъ» позднее.

Согласно имеющимся в открытом доступе документам, проект СЗЗ для крематория разрабатывала ульяновская компания «Экологические системы» (принадлежит советнику губернатора по экологии на общественных началах, члену Общественной палаты Ульяновской области Льву Левитасу). Согласно данным реестра Роспотребнадзора РФ по санэпидзаключениям на проектную документацию (заключение от 26.08.2022), компания «Экологические системы» разработала проект СЗЗ с радиусом ноль метров от крематория. Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области (УРПН) своим решением от 2 сентября 2022 года согласовало нулевые расстояния СЗЗ.

Управление Роспотребнадзора на запрос «Ъ» о достоверности расчетов СЗЗ не ответило. Неофициально в УРПН «Ъ» сказали, что у них «было уже несколько проверок, и все убедились, что все сделано в рамках существующего законодательства».

Лев Левитас пояснил «Ъ», что «проект сделан, прошел экспертизу и тройной контроль». «Поэтому никаких ко мне претензий быть не может», — заявил эколог. Он также пояснил, что «это расчетные данные по СЗЗ, а после введения объекта в эксплуатацию будут производиться замеры, и, если они будут показывать отклонение, будут искать причины». Такой подход к формированию СЗЗ, по его словам, оговаривается постановлением правительства РФ №222 от 3.03. 2018.

Эколог и юрист, экс-руководитель регионального управления Росприроднадзора Александр Каплин в беседе с «Ъ» высказал сомнение, что можно обеспечить «нулевую СЗЗ, поскольку даже самые лучшие фильтры не исключат полностью вредное воздействие крематория».

Координатор реготделения «Зеленой России» Александр Брагин, оказывающий содействие жителям Зенита, сказал «Ъ», что «главный и изначальный вопрос в этой ситуации — как вообще могли изменить функционал земельного участка под размещение крематория, когда на кадастровой карте явно видно, что еще задолго до этого в непосредственной близости от планируемого крематория находятся участки под ИЖС и уже построенные жилые дома». «Власти должны были знать это и в первую очередь были обязаны обсудить этот вопрос с населением поселка. Но ни о каких общественных обсуждениях проекта изменений генплана по этой территории ни я, ни жители поселка даже не слышали. Достаточно было перенести проект на 3 километра от жилья, и не было бы никаких проблем», — сказал эколог. Он также заметил, что «до того как появился проект крематория, в проекте планировки территории поселка были и детсад, и школа, а после появления проекта их не оказалось ни в ППТ, ни в генплане».

Глава юрагентства «Кучембаев и партнеры» (Москва) Алмаз Кучембаев, занимавшийся проблемными вопросами СЗЗ для различных объектов, пояснил «Ъ», что действительно, в соответствии с 222-м постановлением правительства РФ, СЗЗ выполняется под проект расчетным способом и может отличаться от ориентировочных требований СанПиН, но после ввода предприятия в эксплуатацию должны производиться замеры вредного влияния на окружающую среду. «Но если окажется, что вредные выбросы есть, и они перекрывают расчетную СЗЗ, то дальше или Роспотребнадзор остановит предприятие, или оно будет вынуждено выкупать попавшие во вредную зону участки с домами, чтобы освобождать их от жилья. Проблема сложная и тяжелая. И, к сожалению, не все инвесторы понимают, с какими рисками они могут столкнуться. А такие риски есть, они реальны», — отметил юрист.

«Очень похоже, что там все-таки есть нарушения, связанные со сменой функционала земельного участка и передачей его под крематорий. Часто чиновники своими решениями сами создают новые очаги социальной напряженности. Все эти вопросы мы в четверг намерены задать на заседании комитета министру имущественных отношений и архитектуры», — сказал глава профильного комитета регионального заксобрания Дмитрий Грачев.

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента