Транспортный стандарт затормозила жалоба
В Челябинской области заблокировали торги на разработку регионального плана обслуживания пассажиров
В Челябинской области приостановлен аукцион на разработку регионального плана и стандарта транспортного обслуживания населения. Стоимость контракта составляет почти 60 млн руб. Причиной приостановки торгов стала жалоба одного из участников аукциона. Он указал на противоречия в конкурсной документации. Для участия в конкурсе поставлено обязательное условие — наличие сотрудников с ученой степенью. Эксперты считают, что такие требования не нарушают закон, однако в конкурсной документации есть аспект, намекающей на связь заказчика и одного из участников торгов.
Управление ФАС России по Челябинской области рассматривает жалобу участника тендера, объявленного региональным министерством дорожного хозяйства и транспорта. Информация об этом появилась на сайте госзакупок. Ведомство искало подрядчика для разработки комплексного плана и стандарта транспортного обслуживания населения, планируя заключить контракт на 59,4 млн руб. ООО «СПбГАСУ-Дорсервис» 11 сентября подало жалобу, заявив о противоречиях в требованиях к участникам закупки. В результате подписание контракта с победителем аукциона было приостановлено.
ООО «СПбГАСУ-Дорсервис» в своей жалобе указывает, что у участника закупки, по требованию заказчика, должны быть сотрудники с ученой степенью в области технических и экономических наук. Компания ссылается на приказы Министерства транспорта России, согласно которым специалисту по разработке комплексных схем организации дорожного движения достаточно иметь высшее образование на уровне бакалавриата или магистратуры.
«Разрешая предъявлять опыт, сопоставимый с предметом контракта, заказчик одновременно ограничивает квалификацию сотрудников с ученой степенью лишь по одной специальности. Таким образом он намеренно ограничивает конкуренцию и круг потенциальных участников аукциона, препятствуя участию в закупке ряда поставщиков»,— заявил «СПбГАСУ-Дорсервис» в жалобе.
В результате компания потребовала приостановить аукцион до рассмотрения жалобы, провести проверку документации и выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Тендер на разработку регионального плана и стандарта транспортного обслуживания населения был размещен на сайте госзакупок 27 августа 2024 года. Министерство дорожного хозяйства Челябинской области ищет подрядчика для сбора данных о пассажиропотоках и оценки качества работы общественного транспорта. Начальная стоимость контракта составила более 59,4 млн руб. Исполнителю контракта нужно будет спрогнозировать объем перевозок жителей Челябинской области общественным транспортом. Техзадание также предусматривает устранение дублирующих маршрутов, определение наиболее востребованных видов транспорта, выбор оптимального режима работы светофоров для избежания пробок. Срок выполнения работ — до 30 сентября 2025 года. Подрядчика собирались определить 17 сентября. В аукционе приняли участие пять подрядчиков, четыре из которых предложили выполнить контракт менее чем за 50 млн руб. Победителем на сайте госзакупок отмечена организация, оценившая работы в 54,3 млн руб. Наименования компаний-участников не раскрываются.
Рассмотрение жалобы в челябинском УФАС началось 18 сентября. Как сообщили “Ъ-Южный Урал” в ведомстве, в заседании был объявлен перерыв — разбирательство продолжится 19 сентября.
Член общественного совета при челябинском УФАС России Ярослав Щербаков отмечает, что порядок рассмотрения таких жалоб имеет формальный характер.
«Все будет зависеть от того, насколько заказчик убедительно обоснует, что используемые им критерии и показатели оценки имеют связь с объектом закупки и позволяют выявить победителя аукциона. Условие о наличии у исполнителя ученой степени не нарушает закон, если заказчик докажет, что именно такие специалисты необходимы для качественного выполнения работ»,— подметил эксперт.
В конкурсной документации миндортранс Челябинской области также отметил, что у подрядчика должно быть не больше «12 специалистов с ученой степенью кандидата или доктора в области технических наук». По мнению Ярослава Щербакова, ООО «СПбГАСУ-Дорсервис» упустило эту информацию при составлении жалобы. «Не совсем правильно кандидатов наук приравнивать к докторам. Последние будут все-таки намного значимее. Условие о том, что в штате компании должно быть ровно 12 специалистов с ученой степенью, может быть связано с тем, что конкретный подрядчик обладает именно таким набором кадров. В ходе рассмотрения жалобы УФАС может возбудить производство по этому делу. Это означает детальную проверку правоохранительных органов для выявления связи заказчика с участником аукциона»,— заключил господин Щербаков.