«Музыкальные клубы — это общепит»
В Воронеже обсудили подходы к развитию креативных индустрий
В Воронеже в середине сентября прошел второй форум креативных индустрий (КИ) — сектора экономики, зарабатывающего на интеллектуальной деятельности, от СМИ до гастрономии. Если на прошлогоднем форуме по большей части обсуждался туризм как выгодоприобретатель от креатива, то в этот раз участники пытались выяснить, что вообще входит в термин «креативные индустрии» и объяснить, почему властям нужно поддерживать не какого-то конкретного предпринимателя, а создавать условия для его бизнеса. Таким образом, форум состоялся для осмысления хорошо забытой старой притчи о рыбаке и удочке, убедился корреспондент «Ъ-Черноземье» Александр Прытков.
Второй форум прошел в воронежском центре креативных индустрий «Матрешка», который его и организовал. В отличие от первого форума, организованного совсем другой командой, на мероприятие не пришел ни один чиновник уровня замминистра, а большинство докладчиков выступали онлайн, что в некоторой степени тоже может говорить о креативе. Помимо дискуссий в рамках форума прошла также ярмарка со стандартным набором продукции от местных мастеров, от мыла до одежды.
Аншлаг собрало мероприятие, на котором пытались разобраться, что же вообще такое креативная индустрия. Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике и соавтор закона «О развитии креативных (творческих) индустрий» (принят в августе, вступит в силу через полгода) Денис Кравченко пояснил, что креативный продукт основан на результатах интеллектуальной деятельности. По его словам, доля КИ в экономике постоянно растет, и это общемировой тренд: «В крупнейших мировых экономиках доля КИ в ВВП составляет 7–9%. У нас — 2,5–2,6%, до 3,5% самые смелые прогнозисты и экономисты называют». А согласно программе развития КИ к 2036 году их доля в России должна составлять 6–6,5%.
В самом законе методов достижения этой цели нет, пояснил господин Кравченко, и добавил, что он «носит общий понятийный рамочный характер» и призван не зарегулировать отрасль, а сделать ее «предельно понятной и доступной через секторальные меры поддержки».
Помочь росту сектора призван региональный стандарт развития КИ, рассказал якутский эксперт Афанасий Саввин, который в числе прочего является директором проектов центра развития креативной экономики АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Сейчас 47 регионов подписали соглашение о внедрении стандарта, а 42 сформировали экспертные группы. Воронежская область пока этого не сделала.
По словам эксперта, первым шагом в развитии КИ является активность главы региона: губернатор должен быть знаком с лидерами отрасли и не менее раза в полугодие встречаться с ними. «Губернатор выступает своего рода продюсером региона»,— пояснил господин Саввин. Также для продвижения КИ должна быть создана команда «со своими ресурсами», а во главе ее встать «уважаемый в профессиональном сообществе» руководитель с навыком продюсирования.
При этом до сих пор нет четкого перечня отраслей, входящих в КИ. Руководитель исследовательских проектов «Бюро креативных практик К22» Дмитрий Гусев в рамках анализа этого сектора экономики выделил СМИ и рекламу, кино, анимацию, видеоигры, музыку, моду, дизайн, архитектуру, исполнительские искусства, книжное дело, арт и даже народно-художественный промысел.
За скобками «пока» осталась сфера IT. «IT сложно посчитать: как отделить кибербезопасность от софта для музыкантов или текстовых редакторов? Есть специфическая бизнес-услуга, а есть продуктовая история»,— пояснил господин Гусев. Также стоит вопрос с гастрономией: «Ее, безусловно, необходимо относить к КИ, но мы не можем отделить общепит от нее. Не хочу принижать значение общепита, но в основном там добавочная стоимость от интеллектуального труда не очень высокая, а в мишленовских ресторанах стоимость определяется не продуктом, а авторским решением и концепцией».
Однако сектор необходимо анализировать, так как надо понимать, «из чего складывается стоимость билета в театр и какой она дает экономический эффект». Это можно сделать и «региональными средствами», но надо не только работать с базами данных, но и говорить с участниками рынка. «Музыку мы вообще не видим, так как артисты в направлении "Исполнительские искусства" зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Кроме того, бизнес может заниматься одним, но основной ОКВЭД будет другим: большая часть музыкальных клубов — это общепит, потому что их экономика не билетная, а барная»,— рассказал Дмитрий Гусев.
На дискуссии о практическом опыте регионов по развитию КИ аудитория сократилась в десяток раз, а меж тем там звучали советы, в первую очередь для чиновников. Глава тюменского агентства развития креативных индустрий Алексей Краев отметил, что для КИ не подходят стандартные меры господдержки, потому что в них креативный бизнес не может уложиться. Господин Краев убежден, что нужно поддерживать не самого предпринимателя, а производственные цепочки — вкладываться в логистику, производство, инфраструктуру: «Чтобы появилась рубашка, не всегда нужно помочь дизайнеру, нужно, чтобы у него были материалы, швейные машинки и софт». Выдают тюменские власти и гранты, но по факту реализации проекта, чтобы убедиться, что бизнес может зарабатывать сам, а не с помощью государства.
Агентство креативных индустрий Москвы также не раздает бюджетные средства, но выступает своего рода посредником между КИ и их клиентами. Для этого в столице созданы арт-фабрика, фабрика музыки, фабрика видеоигры, дизайн-цех, через которые креативный бизнес получает клиентов. Например, девелоперы таким образом заказали услуг за полгода на 45 млн руб.
В Воронежской области пока даже не определено, какая именно организация займется сопровождением креативных проектов. По словам участников форума, это может быть и «Матрешка», и центр «Мой бизнес». «В "Матрешке" дают знания, а мы помогаем эти знания коммерциализировать»,— рассказал глава «Моего бизнеса» Андрей Демидов. В регионе, впрочем, уже создан координационный центр с участием чиновников, в том числе двух вице-премьеров облправительства, и бизнеса.
По словам господина Демидова, в области зарегистрировано 86,1 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых в сфере КИ работают 5,4 тыс. Также насчитывается около 150 тыс. самозанятых.
«Там креатива очень много, но сколько мы не знаем, потому что налоговая служба таких данных не дает»,— поделился эксперт.
При этом спикеру удалось привести убедительный пример работающего креатива: в проекте «Тур в профессию» предпринимателям устраивают мастер-классы, после чего у них растет уровень доходов. «Больше такого нигде в России нет»,— заявил директор бюджетного центра «Мой бизнес».