Утильсбор собрал автодилеров
Прогноз рынка продаж на четвертый квартал оказался стабильным
С 1 октября в России планируется повышение утилизационного сбора. Налог может увеличить стоимость произведенных или ввезенных в страну автомобилей от 500 тыс. до 2,2 млн рублей в зависимости от объема двигателя. Для участников рынка соответствующий проект Минпромторга давно не новость, но на XI конвенции российских автодилеров, проходящей в петербургском «Экспофоруме» 18–19 сентября, эта тема была в каждом докладе и обсуждении.
Проект постановления об индексации утильсбора Минпромторг опубликовал в июле 2024 года. Документ уже прошел антикоррупционную экспертизу и после оценки регулирующего воздействия будет рассмотрен правительством РФ.
Предполагается, что с 1 октября размер утильсбора на новые легковые автомобили с двигателем от одного до двух литров увеличится с 300,6 до 556 тыс. рублей. На машины с двигателем от двух до более трех литров платеж вырастет в 1,8 раза, до 1,56–2,28 млн рублей, в зависимости от объема. Повышение налога распространится на легкие коммерческие, грузовые автомобили, автобусы, полуприцепы и некоторые виды дорожно-строительной техники (ДСТ).
Индексация поэтапная: утильсбор будет повышаться и в 2025 и 2030 годах. Для электрокаров и гибридов налог также вырастет. С 1 января 2025 года для новых авто он составит 667,4 тыс. рублей, для машин старше трех лет — 1,174 млн. В 2030 году утильсбор проиндексируют до 1 172 400 и 2 062 600 соответственно. До начала 2025 года сбор останется на прежнем уровне — 32,6 тыс. рублей.
Базовый сценарий продаж новых авто в РФ по итогам 2024 года составит 1,54–1,55 млн машин, оптимистичный — 1,6 млн штук, привел данные в своем докладе Данил Пивоваров из агентства «Автостат».
«Думаю, несмотря на то, что происходит (увеличение утильсбора.— «Ъ-СПб»), по итогам выйдем на базовый сценарий»,— отметил спикер.
В преддверии повышения утильсбора в августе продажи новых машин в РФ выросли на 8,9% к июлю и на 35% по сравнению с августом 2023-го, до 148 338 штук, следует из презентации «Автостата». Как ранее сообщал «Ъ», за первую неделю сентября было продано 38,11 тыс. новых автомобилей. Ожидаемый итог месяца по продажам от дилеров — 155 тыс. новых машин.
По данным «Авито Авто» за июль 2024 года, число регистраций в РФ за год выросло на 24%, а рост предложения в августе год к году составил 45,9%. Спрос к январю 2023 года выравнивается, рассказал на конвенции руководитель по развитию дилеров «Авито Авто» Антон Воронов, прирост составляет 10%.
Продажи новых легковых авто в Петербурге также остаются стабильно высокими. Рынок балансирует на отметке в пределах 7 тыс. проданных автомобилей за месяц. В августе показатель сохранился на уровне июля (рост 0,3%) и составил 6604 единицы. По отношению к августу 2023 года количество регистраций выросло на 14%. При этом в общем объеме российского рынка доля проданных в Петербурге авто снизилась на 4,5%. В Ленобласти число новых машин сравнительно с июлем увеличилось на 7,4%, а относительно августа прошлого года рост составил 38%. За восемь месяцев продажи выросли на 47%, до 47,5 тыс. штук в Петербурге, и на 69%, до 13 412 авто,— в Ленобласти.
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин объяснил высокий рост продаж наличием на складах импортеров и дилеров больших запасов авто, ввезенных по прежним ставкам, а также опасением покупателей перед повышением цены на покупку машины после 1 октября.
«Мы видели, что за первые три квартала высокая ставка (ставка ЦБ.— «Ъ-СПб») особо рынок не тормозила, а продажи, например, в Петербурге продолжали расти высокими темпами. Это обусловлено тем, что производители, особенно китайские, привезли в Россию автомобилей больше, чем они сейчас продают. А это миллиарды рублей, которые могут быть заморожены не на один месяц. Для того чтобы высвободить эти деньги, и производители, и в первую очередь дилеры активно поддерживают продажи акциями, скидками и кредитованием»,— пояснил «Ъ-СПб» господин Подщеколдин.
По прогнозу главы РОАД, повышение утильсбора, ключевой ставки ЦБ и ужесточение условий кредитования приведут к постепенной стагнации рынка.
Антон Воронов считает, что, в отличие от предыдущих итераций, нынешнее повышение утильсбора окажет меньшее влияние на рынок и сильных колебаний спроса не вызовет.
Ожидать повышения цен на импортируемые авто стоит уже в октябре-ноябре 2024 года, указывает руководитель сектора продаж «Авто.ру» в Петербурге Анатолий Орленко, но сдержать цены смогут программа поддержки продаж автопроизводителей, наличие больших запасов автомобилей на складах дилеров и меры господдержки.
По мнению независимого автоэксперта Дениса Гаврилова, ведение утильсбора параллельно с новой ставкой по кредитам подстегнет продажи машин в сентябре. В октябре и частично в ноябре будут реализовываться авто, ввезенные по прежним ставкам, что также положительно скажется на объеме продаж.
«Производители и импортеры будут стараться минимизировать факторы роста утильсбора и ставки ЦБ. Они и так уже реализуют собственные программы поддержки в части кредитования по довольно лояльным ставкам. А конец года традиционно будет отмечен всплеском продаж. Поэтому четвертый квартал должен быть как минимум не хуже третьего»,— полагает господин Гаврилов.