«Альтхаус»: телеком и медиасфера стали наиболее привлекательными отраслями в сделках M&A

Телеком и медиа представляют наибольший интерес для российских инвесторов, участвующих в сделках по слиянию и поглощению (M&A). Об этом рассказала директор налоговой практики консалтинговой группы «Альтхаус» Екатерина Шобель на конференции «Налоги-2024», организованной ИД «Коммерсантъ».

По ее словам, также сохраняется высокий интерес к IT-отрасли, в том числе к высокотехнологичным производствам и разработке НИОКР, сельскому хозяйству, ритейлу и промышленному производству.

«За последние два года все больше идет ориентация на сделки в российском контуре, то есть компании активно занимаются деофшоризацией своих структур, переводят активы под прямое российское владение, сделки совершаются по российскому праву. При этом используются компании на территории особых экономических зон и территорий опережающего экономического развития»,— рассказала госпожа Шобель.

При этом сократилось число быстрых сделок по «выходу иностранцев», которые были популярны в 2022–2023 годах, продолжила она. «Существенно усложнилась как сама структура сделок, так и их администрирование. Компании зачастую соглашаются подождать, пока собственники, например, не разберутся с какими-то сложными историческими взаиморасчетами с иностранцами, которые достались в наследие, и немного оттягивают следующие этапы сделки, пока структура не будет прозрачна в первую очередь с точки зрения российского правового поля»,— объяснила Екатерина Шобель.

По ее словам, также реже стали заключаться сделки по продаже бизнеса его российскому топ-менеджменту: «Как правило, компаниям, конечно, интереснее все-таки оставаться на рынке. Часто в договоре купли-продажи есть положение о возможности возврата на российский рынок».

Напомним, по подсчетам GlobalData, с января по август 2024 года в мире произошло 32 тыс. сделок M&A, что на 15% меньше аналогичного периода 2023 года.

Вся лента