Сергей Фургал устоял в кассации

Приговор экс-губернатору Хабаровского края оставили в силе

Первый кассационный суд общей юрисдикции оставил в силе приговор экс-губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу, которому за серию убийств и покушений было назначено 22 года строгого режима. Тем же постановлением судебная коллегия направила на новое рассмотрение решение по взысканию судебных издержек с осужденных. Адвокаты намерены обжаловать кассационное решение в Верховном суде РФ.

Сергей Фургал

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Кассационный суд оставил в силе приговор по делу экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, признанного виновным в двух убийствах и покушении, совершенных в 2004–2005 годах.

Сергей Фургал был осужден Люберецким городским судом на 22 года колонии строгого режима по делу об убийствах бизнесменов Евгения Зори и Олега Булатова и покушении на предпринимателя Александра Смольского (п. «ж», «з» ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105; п. «а», «ж», «з», «к» ч. 2 ст. 105; ч. 3 ст. 222 УК РФ). Помимо бывшего губернатора виновными признаны Марат Кадыров (ч. 3 ст. 30, п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ) и Андрей Палей (п. «а», «ж», «з», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Они получили 9 лет 6 месяцев и 17 лет колонии строгого режима соответственно.

Осужденные и их защитники подавали апелляционную жалобу, однако на заседании 15 ноября 2023 года коллегия Московского областного суда утвердила решение Люберецкого горсуда, оставив приговоры без изменений.

Неудовлетворенные решением апелляционной инстанции, они подали кассационную жалобу. В ходе ее рассмотрения сторона защиты цитировала показания присяжных, которых допрашивали в ходе рассмотрения апелляционной жалобы — они свидетельствовали о воздействии на них со стороны судьи Геннадия Цоя.

Ранее «Ъ» сообщал, что апелляция по собственной инициативе вмешалась в финансовую составляющую процесса в горсуде и предложила председательствовавшему на нем судье Геннадию Цою пересмотреть счета, выставленные им осужденным. Как выяснилось, Люберецкий суд решил, что фигуранты дела должны не только отправиться в колонию, но еще и оплатить расходы, связанные с признанием их виновными в убийствах. Так, Сергей Фургал, по мнению судьи Геннадия Цоя, остался должен 560 тыс. руб., потраченные главным образом на компенсацию дорожных расходов свидетелям из числа жителей Хабаровского края, согласившимся прилететь в Москву для дачи показаний на процессе. Трем другим осужденным суд выставил счета поменьше, а в общей сложности группа должна оплатить «процессуальные издержки» на сумму более 1 млн руб.

Защитники фигурантов и сами подсудимые выступали порядка шести часов — суд дважды откладывал заседания. БОльшая часть монологов касалась процессуальной стороны разбирательства в нижестоящих инстанциях.

По словам самого Сергея Фургала, в ходе отбора коллегии присяжных ни он, ни другие фигуранты не смогли задать кандидатам ни одного вопроса и вообще поучаствовать в отборе, так как на время процедуры находились в «аквариуме». Адвокаты уверяли, что, вопреки заявленному в суде, ряд присяжных, включая старшину, были знакомы между собой и даже некоторое время работали в одном муниципальном учреждении. Факт знакомства подтвердился совместными фото в соцсетях.

Отдельно защита остановилась на вмешательстве посторонних лиц в работу коллегии: сперва защита увидела в совещательной комнате сотрудника полиции, потом некоего «куратора» в штатском, чья личность и цель нахождения так и не были установлены. Также судья Геннадий Цой, как уверяют защитники, неоднократно заходил в комнату к присяжным и давал оценочные суждения о фигурантах и процессуальных действиях адвокатов. Позже апелляционная инстанция объяснила, что председательствующий имел на это право, так как тоже входит в состав суда.

Защита также указывала на отсутствие в материалах первой инстанции такого документа, как опросный лист, который подтверждает вердикт и ложится в основу для приговора. Опросный лист Люберецкий городской суд заменил на «Вопросы председательствующего» с целью скрыть отсутствие единодушного решения о виновности фигурантов, рассказывали кассационному суду адвокаты.

Представитель гособвинения, которое поддержала Генеральная прокуратура РФ, на заседании в кассации выступал около получаса. Он, в свою очередь, заявил, что доводы стороны защиты необоснованны, и просил оставить приговор без изменения.

После выступления представителя гособвинения коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда ушла в совещательную комнату, где провела 1 час 45 минут, после чего отказалась отменять приговор, но постановила направить на новое рассмотрение в Люберецкий горсуд решение по взысканию судебных издержек.

Защита осужденных собирается обратиться в Верховный суд.

Напомним, Люберецкий горсуд вслед за СКР установил, что в 2004–2005 годах Сергей Фургал, занимавшийся в то время бизнесом по сбору и переработке металлолома, вместе со своим партнером Николаем Мистрюковым оплатил три заказа на физическое устранение своих недругов. В их число попали скупщик-конкурент Александр Смольский, выживший из-за ошибки исполнителя, а также убитые бизнесмен Евгений Зоря, с которым будущий губернатор якобы не мог поделить ангар в Хабаровске, и деловой партнер Сергея Фургала Олег Булатов. Последний знал о причастности будущего губернатора к убийству господина Зори и угрожал ему разоблачением, выяснил суд. Николая Мистрюкова в рамках этого дела задержали первым. Заключив досудебное соглашение о сотрудничестве с правоохранителями, он дал показания против Сергея Фургала и троих его сообщников, обеспечив им сначала обвинения по соответствующей ч. 2 ст. 105 УК РФ, а затем и внушительные сроки. Дело в отношении самого Николая Мистрюкова было выделено в отдельное производство.

Сейчас в Бабушкинском райсуде Москвы рассматривается еще одно уголовное дело в отношении Сергея Фургала. В его рамках экс-чиновнику инкриминируются масштабные хищения.

Ольга Симонова, Никита Маркелов, Саратов

Вся лента