Туристов спускают в шахты
Станут ли пользоваться спросом такие экскурсионные программы
Представители турбизнеса увидели потенциал в шахтах. Такие локации могли бы стать удачным дополнением к экскурсионным программам, сообщили “Ъ FM” участники рынка. При это сами добывающие компании вряд ли получат от этого серьезную выгоду. Сделать из шахт туристические объекты ранее поручил президент Владимир Путин. Рассмотреть такую возможность власти регионов должны до апреля 2025 года. Закрытые шахты приносят бизнесу убытки из-за потопов, пожаров и провалов. По словам главы города Прокопьевск Максима Шкарабейникова, ежемесячно на откачку воды только из двух шахт тратится 1,5 млн руб. из городской казны.
Экскурсии вряд ли помогут владельцам горнодобывающих предприятий заработать, считает гендиректор компании RussiaDiscovery и руководитель комитета Российского союза туриндустрии по приключенческому туризму Вадим Мамонтов. По его оценке, чтобы окупить затраты на организацию развлекательной программы, билеты придется продавать минимум по 10 тыс. руб.: «Речь не о привлекательной монетизации: добыча или переработка приносят гораздо больший доход, это, скорее, про пиар. Если у компании есть вектор в эту сторону, тогда со всеми теми сложностями, как то инструктаж по технике безопасности, оборудованное помещение для того, чтобы его проводить, дополнительная экипировка, которая потребуется для таких гостей, затраты на гидов, их сопровождающих , плюс продумывание логистики, чтобы перемещение по маршруту было, во-первых, безопасным, а во-вторых, не мешало бы текущему рабочему процессу, экскурсия вполне укладывается в 5-10 тыс. руб. на человека.
Между тем, если мы говорим про золотодобывающие компании Магаданской области или Чукотки, то в такие шахты вряд ли в ближайшее время будет открыт доступ. В остальных случаях это вполне досягаемо. Все эти локации находятся в непосредственной близости от города, там работает персонал, который живет в каких-то логистических точках, обычно в пределах получаса пути».
На базе некоторых закрытых шахт в России уже открыты музеи, которые проводят экскурсии. Для туристов доступны, например, каменная шахта в Нижегородской области и золотая — в Свердловской. Кроме того, посетителей пропускают и на территории действующих мест добычи. Экскурсия в российскую шахту на Шпицбергене обойдется в 6 тыс. руб., рассказала “Ъ FM” Дарья Слюняева, помощник генерального директора компании «Трест», которая занимается там добычей полезных ископаемых: «Туристам выдается защитный костюмчик от грязи, ботинки, каска, фонарь и самоспасатель, а также проводится инструктаж его использованию в случае нештатной ситуации. Однако экскурсия проводится в той части шахты, которая безопасна. Очень маловероятно, что может произойти какая-то авария и придется эвакуироваться.
После инструкции группа спускается по деревянной галерее вниз, в штольню. Она достаточно просторная, там не нужно нигде нагибаться. На случай какой-то нештатной ситуации туристов сопровождает сотрудник шахты, который подскажет им, что делать.
По дороге шахтер, который ведет экскурсию, рассказывает про оборудование, которое встречается по пути, про процесс добычи угля. Расстояние, которое она покрывает, — примерно 1,5 км. Туристы доходят до вагонетки, которую можно сфотографировать. Но сесть в нее могут только шахтеры, чтобы уже спуститься в шахту. Гости же в этой точке разворачиваются и поднимаются на поверхность. Стоимость программы — 700 крон, посетить ее могут от двух до десяти человек».
Как выяснил “Ъ FM”, за четыре года развития промышленного туризма в России к программе присоединились около 1 тыс. предприятий. Посещают такие объекты несколько миллионов человек в год, пояснил вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин. Экскурсии по шахтам, по его мнению, перспективное направление, но оно вряд ли станет массовым: «Несколько таких объектов есть, одна из них находится в собственности "Норникеля", это старая разработка, на которую сейчас проводятся экскурсии. В России тысячи или десятки тысяч интересных производств, куда туристы ездят. Самые интересные связаны с такими производствами, где можно что-то продегустировать: шоколадные фабрики, мороженщики, винодельни.
Если мы переходим к какой-то тяжелой индустрии, например, машиностроительные или сталелитейные заводы, то к ним интерес туристов меньше, но тем не менее и на Урале множество производств приглашает гостей и проводит экскурсии. Чем это интересно для предприятий? Для многих компаний это часть маркетинговой стратегии, направленной на привлечение будущих работников, какой-то элемент профориентации, если это жители одного с вами города, где находится производство.
Станут ли шахты популярными? Смотрите, пещеры пользуются бешеным спросом во всем мире и в России тоже, а штольни — это рукотворные пещеры, здесь есть какой-то элемент романтики, таинственности.
Я напомню, что у нас в Карелии есть национальный парк Рускеала, одно из самых примечательных и популярных мест, а, по сути, это старый карьер, который выработан был в процессе производства. Интересная перспективная тема, поэтому надо пробовать, экспериментировать».
В начале года в туробъект превратили закрытую никелевую шахту в Заполярье. Там проводят экскурсии и различные развлекательные мероприятия. В частности, в июле на территории шахты состоялась дегустация индустриальной арктической кухни.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".