Убытки вышли на подмостки

Воронежские гостеатры нарастили посещаемость, но не прибыль

По итогам 2023 года все государственные театры Воронежа увеличили посещаемость по сравнению с допандемийным периодом, следует из опубликованной ими отчетности. При этом большинство из них оказались убыточными — в отличие от 2022 года прибыль показал только театр оперы и балета. Однако основной объем средств театры по-прежнему получают от деятельности по государственному заданию, которое перевыполнили все учреждения. При этом только Камерный театр продолжает самостоятельно зарабатывать больше, чем получает от государства.

Воронежский театр оперы и балета стал единственным местным гостеатром, у которого доходы превысили расходы

Фото: Андрей Архипов, Коммерсантъ

Единственным воронежским государственным театром, у которого доходы оказались выше расходов, по итогам 2023 года стал театр оперы и балета. У него же — самый большой бюджет. Театр заработал на 2,3 млн руб. больше, чем потратил: доходы составили 419,8 млн, расходы — 417,5 млн. Основная часть поступлений пришлась на деятельность по государственному заданию — 297,2 млн, еще 89,7 млн театр получил от приносящей доход деятельности, на целевые средства пришлось 32,9 млн. По сравнению с 2022 годом разница между выручкой и убытком сократилась почти в 12 раз, а доход от собственной деятельности увеличился в 1,5 раза.

Установленные региональным министерством культуры планы были перевыполнены. По госзаданию заполняемость должна была быть 60%, а фактически составила 73%. На 176 стационарных мероприятий театра пришли 136,9 тыс. человек, тогда как планировалось 97,2 тыс. на 151 событие. Десять выездных мероприятий посетили 2,9 тыс. зрителей при установленных четырех событиях и 1,5 тыс. На детских спектаклях (возрастная категория до «12+» включительно) посещаемость составила 75,8% при плане в 74,4%.

В госзадании на 2024–2026 годы заполняемость указана в 70%. В 2024 году ожидается 169 стационарных мероприятий с привлечением 126,9 тыс. зрителей, в последующие годы показатели могут снизиться до 161 события и 120,9 тыс. человек. С чем это связано, не уточняется. На выезде каждый год должно проходить по десять мероприятий для 2,5 тыс. зрителей. На детских спектаклях заполняемость запланирована в 74,47; 73,19 и 72%. В 2024 году ожидается два новых балета и одна музыкальная комедия, затем каждый год театру нужно будет ставить по одной опере, балету и музкомедии.

В театре кукол имени Вольховского по сравнению с 2022 годом стало больше расходов — на 7,8 млн руб. Заработать удалось 90,1 млн: 50,7 млн пришлись на деятельность по госзаданию, еще 34,1 млн (почти вдвое больше, чем годом ранее) поступили от приносящей доход деятельности, целевые средства составили 5,3 млн (почти в восемь раз меньше). Расходы — 97,9 млн.

При этом театр по-прежнему перевыполняет показатели. На его стационарные мероприятия пришли 68,3 тыс. человек, тогда как в плане было установлено 45,6 тыс., на выездные — 2,3 тыс. против 1,8 тыс. Заполняемость составила 96,8% при запланированных 73%, при этом для детских спектаклей она равна 84,4%.

По итогам этого года заполняемость должна быть 75%, в 2025 году — 76%, в 2026 году — 77%. В театр должны прийти соответственно 53,8 тыс. человек, 54,3 тыс. и 54,4 тыс., на выездные мероприятия — по 1,8 тыс. зрителей ежегодно. На детских спектаклях заполняемость должна быть 85,71%. Ожидается по три новые постановки каждый год, одна из них большой формы. Кроме того, в план внесены мастер-классы: в этом году должно пройти десять для 162 человек, в следующем — 12 для 192, затем — 15 для 240.

Также перестал быть прибыльным театр юного зрителя. Его расходы превысили доходы на 5,2 млн руб.— 128,8 млн против 123,6 млн. Большая часть заработка пришлась на работу по госзаданию, составив 61,4 млн. От собственной деятельности доходы составили 39 млн (на 10 млн больше, чем в 2022 году), целевые средства — 22,8 млн (в шесть раз больше).

Госзадание театр перевыполнил. Общая посещаемость составила 88,3% при запланированных 75%, для детских спектаклей — установленные 76,9%. На стационарные показы пришли 77,5 тыс. человек (планировалась 61,1 тыс.), на выездные — 2,5 тыс. (2,2 тыс.). Мероприятий в театре было проведено 267 вместо 258, на выезде — установленные 12.

В этом и последующих годах заполняемость должна составить 80%, а число зрителей — 67,1 тыс. На выезде каждый год должно проходить по десять мероприятий для 2,2 тыс. человек. Для детских спектаклей заполняемость составляет 77,5%. Ставить необходимо по два спектакля большой формы и по одному малой ежегодно.

Убыточным остался академический театр драмы имени Кольцова. Расходы оказались выше доходов на 7,3 млн руб.: 201,5 млн против 194,2 млн. Доходы от госзаданий составили 101,9 млн, от собственной деятельности — 73,7 млн (в 1,7 раза выше, чем в 2022 году), от целевых средств — 18,6 млн (в 2,5 раза больше).

Театру удалось серьезно поднять заполняемость. По факту она составила 94,1% при запланированных 70%. Планировалось привлечение 45,8 тыс. зрителей, получилось 72,7 тыс. Число мероприятий составило 308 при запланированных 267. На выезде прошли установленные четыре события, но их посетили 888 человек, а не 701.

На три года заполняемость установлена на уровне 75%, для детских спектаклей — 58,82%. Каждый год на стационарные мероприятия ожидается по 51,4 тыс. человек, на выездные — примерно по 700. Каждый год театр должен ставить по три спектакля большой формы и по одному малой.

Камерный театр, из которого в конце прошлого года был уволен его основатель и худрук Михаил Бычков, остается единственным, где доходы от собственной деятельности превышают доходы от госзадания. В 2023 году первый показатель составил 91,1 млн руб. (на 17,6 млн больше 2022 года), второй — 44,8 млн. В 21 раз сократились целевые средства, с 7,9 млн до 375,4 тыс. Театр остается убыточным: общие доходы — 36,2 млн, расходы — 147,6 млн (на 11,4 млн больше, чем годом ранее).

Театр по-прежнему остается самым посещаемым. Заполняемость зала была полной при плане в 90%. Число зрителей составило 39 тыс. вместо установленных 33,4 тыс., а количество мероприятий — 242 против 229.

На ближайшие три года заполняемость установлена в 90%. Планы по зрителям при этом немного разнятся: в этом году ожидается 33,9 тыс., в дальнейшем ждут снижения до 33,4 тыс. Число мероприятий также может упасть с 232 до 229. Должны быть поставлены один драматический спектакль и два балета, в последующие годы ожидается по одной постановке. План финансово-хозяйственной деятельности не раскрывается.

Михаил Бычков еще до ухода из Камерного театра активно помогал становлению частного арт-центра «Прогресс», в постановках играют в основном артисты Камерного. Сам режиссер создал здесь два спектакля. По итогам 2023 года эта автономная некоммерческая организация получила 3,4 млн руб. выручки и 700 тыс. руб. чистой прибыли, следует из данных Rusprofile.

Александр Прытков

Вся лента