Байка с пауком
На экранах «Хеллбой: Проклятие горбуна» Брайана Тейлора
В прокат вышел фэнтези-хоррор Брайана Тейлора «Хеллбой: Проклятие горбуна» — очередная попытка реанимировать франшизу, основанную на комиксах Майка Миньолы о выходце из ада, который, происходя от той силы, что вечно хочет зла, сам то и дело совершает благо. Рассказывает Юлия Шагельман.
Хеллбой впервые появился в комиксах издательства Dark Horse Comics в 1993 году. Этот персонаж был сыном «герцога ада» Азазеля и шотландской ведьмы, который родился в 1944 году в результате магического ритуала, младенцем был найден американскими солдатами, рос на военной базе, а повзрослев, стал сотрудником секретного Бюро паранормальных исследований и обороны (БПИО) и начал бороться с силами тьмы. Несмотря на диковатую концепцию (или благодаря ей), у Хеллбоя появились преданные поклонники и он прожил счастливую, хоть и не очень долгую комиксную жизнь — последний графический роман о его приключениях вышел в 2019 году.
С экранизациями, однако, рогатому и хвостатому супергерою не слишком везло — возможно, потому, что первые из них вышли еще до комиксного бума в кино и сам этот жанр был не слишком понятен широкой публике. Первого «Хеллбоя» снял в 2004 году Гильермо дель Торо, казалось бы, самый подходящий постановщик для историй с потусторонним флером, а сыграл героя Рон Перлман — пример снайперски точного кастинга. Фанаты были недовольны «детским» возрастным рейтингом, из-за которого на экран не попали самые забористые детали первоисточника, и большого финансового успеха фильм не имел, однако получил добро на сиквел. Он вышел в 2008 году и даже получил номинацию на «Оскар» (за грим), но в прокате снова недобрал, и в конечном счете дель Торо франшизу покинул, хотя изначально планировал снимать трилогию.
Попытка перезапуска в 2019 году с британским хоррормейкером Нилом Маршаллом в режиссерском кресле и Дэвидом Харбором в главной роли оказалась совсем неудачной. Критики разнесли фильм — пожалуй, сильнее, чем он того заслуживал, а по сборам он не сумел даже выйти в ноль, не то что заработать. На некоторое время о Хеллбое позабыли.
Однако в 2023 году независимая кинокомпания Millennium Media объявила о планах вернуть его на экраны. На сей раз фанатам пообещали максимальную верность первоисточнику, что дополнительно должно было гарантировать непосредственное участие Майка Миньолы в написании сценария — впервые за историю франшизы. Также любителей ужасов и расчлененки должен был порадовать взрослый рейтинг R, хотя «Хеллбою» Нила Маршалла он ни разу не помог.
Не помогает он, разумеется, и «Проклятию горбуна». Во-первых, качество фильмов в принципе определяется другими параметрами, а во-вторых, ужасы и расчлененку хорошо бы для начала рассмотреть — здесь же все сцены непосредственных сражений с адским злом происходят в темноте, призванной скрыть вопиющую низкобюджетность ленты и дешевизну спецэффектов. Когда же герои все-таки выходят на свет божий, все происходящее парадоксальным образом начинает напоминать любительскую постановку по мотивам комиксов, а не профессионально снятый кинофильм.
Авторы явно рассчитывают на знакомство аудитории с франшизой, поэтому не тратят время на предысторию, а сразу погружают зрителя в середину истории. В 1959 году Хеллбой (Джек Кеси) и его коллега по БПИО Джо (Аделин Рудольф) везут на поезде из точки А в точку Б некоего смертоносного паука. Первое, что тот делает,— вырастает до огромных размеров, откусывает голову сопровождающему их агенту ФБР и сбегает посреди Аппалачей, то есть депрессивного региона, примыкающего к «Ржавому поясу».
Депрессия там, правда, наступила в 1970-х в связи с упадком угледобывающей промышленности, но в фильме уже на заре 1960-х шахты стоят заброшенными, а в деревне, куда заносит агентов в поисках паука, почти никто не живет, зато в изобилии водятся ведьмы. Кроме того, здесь обитает некий горбун, которого местные зовут мистер Ансельм (Мартин Бассиндейл). Он служит дьяволу и покупает для него невинные души. Одна из них принадлежит Тому Ферреллу (Джефферсон Уайт), когда-то заключившему сделку с мистером Ансельмом, но теперь жаждущему разорвать контракт. Хеллбой и Джо, конечно же, решают ему в этом помочь. Далее в программе: ходячие мертвецы, нерадостные встречи в аду, одна смешная шутка про Элвиса Пресли и чудодейственная лопата с начертанным на ней крестом.
Что в фильме удалось — так это гнетущая атмосфера умирающей провинции и поддерживающий ее саундтрек из тоскливых струнных. Сценарий с его фольклорно-американским амбьянсом напоминает о Вашингтоне Ирвинге, Эдгаре По и Лавкрафте с приправой из Натаниэля Готорна и мог бы, наверное, заиграть в более умелых руках — но явно не тех, из которых в свое время вышла картина «Призрачный гонщик 2». Так что новая счастливая жизнь Хеллбоя на границе между нашим миром и преисподним снова откладывается.