Техника в деле
Александр Леви — о спросе на телевизоры
Обозреватель “Ъ FM” Александр Леви рассказывает, какое обслуживание техники предлагают покупателям российские ритейлеры.
Порядка 5 млн телевизоров было продано за первые шесть месяцев этого года в России. Этот показатель на 32% больше в сравнении с цифрами прошлогоднего периода, подсчитали специалисты «М.Видео-Эльдорадо». В денежном же выражении рост и вовсе составил 58% — 145 млрд руб. Телевизор — важная для потребителей категория товаров. С января по июнь лидерами рынка стали китайские марки Haier, Xiaomi и Hisense, которые официально представлены в России. При этом потребители по-прежнему выбирают и ушедшие с отечественного рынка бренды, такие как Samsung и LG. Их телевизоры также оказались в топе продаж. До своих владельцев они добираются параллельным импортом.
Телевизор — это часто дорогая покупка и всегда на долгое время. Поэтому для потребителей процессы трансформации рынка выливаются в банальный вопрос о спокойствии и защищенности самого покупателя. Гарантия и возможный ремонт техники перешли в категорию критически важных факторов при выборе телевизора. Ситуация усложняется тем, что после ухода иностранных брендов многие из их сервисных центров также закрылись. Поставки комплектующих либо постепенно сворачиваются, либо уже прекратились. Это спровоцировало дефицит квалифицированного обслуживания, особенно для моделей, которые уже на руках у пользователей.
Оставшиеся официальные сервисы очевидно не готовы принимать модели телевизоров, ввезенные без сертификации. То есть покупатель новой техники рискует лишиться бесплатного ремонта или замены неисправного устройства. Чтобы компенсировать отсутствие официального обслуживания, некоторые ритейлеры, вроде «М.Видео-Эльдорадо», начали предлагать собственные сервисы по ремонту техники. У российских компаний все проще — их сервис изначально локализован. «Яндекс», например, активно расширяет сеть авторизованных сервисных центров по всей России и в странах СНГ. Вендор даже обязуется сам организовать бесплатный забор и дальнейший возврат устройства для диагностики и ремонта по гарантии. Принцип распространяется и на крупногабаритную технику, в том числе их собственные умные телевизоры.
Отечественный рынок ТВ еще не завершил процесс адаптации. Сейчас преимуществом в борьбе за спокойствие и выбор потребителя является надежное обслуживание и поддержка, и здесь у российских компаний преимущество. Кроме того, в качестве они тоже давно не уступают.