Суд сохранил условности в деле Baring Vostok
ФСИН отказано в изменении приговора Филиппу Дельпалю с условного на реальный
Тверской райсуд Москвы отказался заменить условное наказание 3,5 года реальным для бывшего партнера инвестфонда Baring Vostok Филиппа Дельпаля, осужденного по делу о хищении 2,5 млрд руб. банка «Восточный». С соответствующей просьбой в суд обратилось УФСИН по Москве, ссылаясь на то, что фигурант проигнорировал возложенную на него обязанность встать на учет в уголовно-исполнительной инспекции и ежемесячно там отмечаться. Защита же апеллировала к тому, что осужденный был вынужден покинуть Россию, так как у него закончилась виза, а вернуться ему не позволяет хроническое заболевание.
Того, что судья Ольга Семина рассмотрит дело, ничто не предвещало. Представлявший интересы Филиппа Дельпаля адвокат Александр Михайлов ходатайствовал о том, чтобы отложить процесс до рассмотрения Мосгорсудом жалобы на решение другого судьи Тверского райсуда — Алексея Криворучко. Тот в конце августа вернул защите ходатайство об отмене условного осуждения Филиппа Дельпаля до истечения четырехлетнего испытательного срока, а также о досрочном снятии судимости, указав, что с такой просьбой в суд может якобы обратиться только ФСИН. Прокурор и представитель УФСИН по Москве против переноса процесса не возражали. Однако судья Ольга Семина отказала.
Как ранее писал «Ъ», Мещанский райсуд Москвы 6 августа 2021 года признал основателя инвестфонда Baring Vostok американца Майкла Калви, а также его партнера француза Филиппа Дельпаля и еще пятерых фигурантов дела виновными в растрате в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ). За хищение 2,5 млрд руб. банка «Восточный» всех приговорили к условным срокам — от трех с половиной до пяти с половиной лет лишения свободы. На тот момент все финансовые претензии с банком уже были урегулированы. В июне 2023 года Мосгорсуд снизил фигурантам сроки. В частности, апелляция смягчила наказание Филиппа Дельпаля с четырех с половиной до трех с половиной лет условно с испытательным сроком четыре года.
При этом ни Майкл Калви (позже кассация уменьшила его наказание до четырех лет и четырех месяцев колонии условно), ни Филипп Дельпаль в этом слушании уже не участвовали, так как покинули Россию вскоре после вынесения приговора.
В оглашенном судьей ходатайстве УФСИН по Москве говорилось, что после того, как 9 июня 2023 года приговор вступил в силу, Филипп Дельпаль не встал на учет в уголовно-исполнительной инспекции, куда он в течение четырех лет должен был приходить отмечаться. Проведенная проверка показала, что в своей московской квартире на Долгоруковской улице (ее француз специально купил в свое время, чтобы было где находиться под домашним арестом.— «Ъ») он уже больше двух лет не проживает, а потому 22 мая текущего года Филипп Дельпаль был объявлен в федеральный розыск.
Представители УФСИН по Москве и прокуратуры были кратки: поданное представление они просили удовлетворить. А вот адвокат Филиппа Дельпаля выступил категорически против. Александр Михайлов подчеркнул, что его подзащитный покинул Россию на законных основаниях: какие-либо ограничения на свободу перемещения отсутствовали и он вернулся на родину — во Францию, где проживают его жена и дети, а кроме того, престарелые родители, за которыми он осуществляет уход.
«Из России он обязан был выехать, так как у него истекла виза»,— сказал господин Михайлов, присовокупив две медицинские справки из французских клиник о том, что его клиент страдает неким хроническим заболеванием, «при котором противопоказаны любые поездки».
Защитник добавил, что о вступлении приговора в силу Филиппа Дельпаля не уведомлял ни один из российских официальных органов власти. В частности, ФСИН не проинформировала предпринимателя о необходимости явиться в инспекцию.
Защитник приобщил к делу положительные характеристики на доверителя из Франции, отметив, что его клиент «всегда вел себя безупречно и сознательно никогда не уклонялся от возложенных на него обязанностей и решений российских судов». Адвокат также поведал, что Филипп Дельпаль до и после отъезда занимался благотворительностью в России, помогая храму Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе в Москве.
«Он никогда не высказывался по вопросам политического характера и не демонстрировал недружественного отношения к России. Кроме того, до сих пор не снят арест с денежных средств Дельпаля в России, которые ему необходимы для оплаты транспортных расходов»,— привел еще один аргумент адвокат.
Он настаивал, что его клиент «полностью и окончательно исправился», а из семи фигурантов дела (у одних истек испытательный срок, другие же через суд досрочно погасили судимость) в настоящее время не отменено условное осуждение только у Филиппа Дельпаля, что является «очевидно несправедливым». Господин Михайлов просил представление УФСИН отклонить.
Проведя в совещательной комнате полчаса, судья Ольга Семина так и поступила. Как стало известно позже, причиной такого решения явилась невозможность «обеспечить явку» бизнесмена и вынести решение в его отсутствие.
Адвокаты Филиппа Дельпаля Александр Михайлов и Дмитрий Харитонов назвали принятое решение «самым справедливым, которое можно было вынести в этой ситуации». По закону УФСИН по Москве может его обжаловать в течение 15 суток.