Кофейни дополнят чтение

Магазин «Все свободны» открыл второй зал после обновления

Артем Фаустов и Любовь Беляцкая открыли второй зал в книжном магазине «Все свободны» на улице Некрасова, 23. Владельцы собираются развивать площадку как культурное пространство и уже запустили там кофейню. Всего с 2019 года в Петербурге открылись 15 новых несетевых книжных магазинов, пять лет назад в городе их насчитывалось только десять. Эксперты сошлись во мнении, что они окупают себя с помощью запуска внутри пространств кофеен и более низких цен относительно крупных площадок.

Книжный магазин «Все свободны»

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

«Все свободны» запустили второй зал после масштабного обновления. Книжный взял в аренду вместо кафе Dogs соседствующую площадку и полностью переоборудовал помещение под еще один зал магазина и кофейню с отдельным входом.

На данный момент в Петербурге функционирует около 25 независимых книжных, которые не являются частью какой-либо сети. При этом еще пять лет назад их было в 2,5 раза меньше: в городе работало десять магазинов.

Основным игроком сегмента можно назвать «Подписные издания». В прошлом году магазин запустил букинист «Академия», который появился на месте закрывшейся в 2022 году «Академкниги». Далее по популярности среди петербуржцев эксперты выделяют «Во весь голос» и «Порядок слов», у которых есть магазины на набережной реки Фонтанки и на «Ленфильме».

Основатель книжного магазина «Фаренгейт 451» Платон Романов полагает, что причиной расширения сегмента стал рост популярности книг по узким темам, которые выпускают малые издательства. К независимым книжным покупатели обращаются, в том числе, из-за более низких цен на редкую литературу, которую трудно достать через интернет-аукционы и в крупных сетях.

В последние месяцы участники рынка выделяют увеличение интереса покупателей к книгам Ad Marginem после закрытия в мае магазина издательства в Петербурге и произведениям завершенного проекта Института музыкальных инициатив (ИМИ — некоммерческая организация, которая публиковала научные работы про музыкальную поп-культуру до 2022 года).

Часто эксклюзивность книжные формируют с помощью тематики продаваемой литературы. Например, «Во весь голос» специализируется на психологии, «Фаренгейт 451» предлагает новинки современной прозы и нон-фикшн от малых издательств, а еще услугу «розыск книг», позволяющую найти и привезти книгу, которую уже давно нигде не найти. На рынке выделяются «Желтый двор», в котором на полках представлена востоковедческая литература, букинистическая «Академия» от создателей «Подписных изданий» и философские магазины «Даль» и «Листва».

К тому же, по мнению директора коммуникационного агентства «Репутация» Натальи Сусловой, независимые магазины интересны не только книгами, но и общей атмосферой и сервисом, образованными продавцами, нестандартным выбором книг, кофе, лекциями от авторов и другими мероприятиями. Она отмечает, что каждый независимый магазин формирует свой индивидуальный стиль, привлекая свою лояльную аудиторию.

«В ситуации с книжным надо четко понимать наличие крупных сетевых конкурентов, освоившихся на этом рынке давно. Конкурировать с ними — как раз и есть нахождение "изюминки", а сопутствующие услуги и генерируют всю недополученную от книг прибыль или как минимум компенсируют возникшие там убытки»,— объяснил управляющий культурным пространством «Особняк Юргенса» Лев Ронин.

Поэтому основным способом монетизации книжного является его переквалификация в культурное пространство, где проводятся лекции, киновечера и есть кофейная зона. Большая часть посетителей независимых площадок состоит из фрилансеров, которые выбирают такие магазины как место для работы. Исключением из этого являются «Подписные издания», которые после открытия второго этажа в 2020 году начали позиционировать себя в качестве места притяжения для туристов.

Однако даже растущий спрос на узкопрофильную литературу среди петербуржцев не позволяют полностью обеспечивать себя магазинам. Поэтому владельцы запускают в пространствах кофейни или лектории, чтобы получать дополнительный доход, который и позволяет окупить такой бизнес.

Эксперты приходят к выводу, что в сегменте скорее стоит ждать внутреннего расширения независимых книжных, которые будут по примеру магазинов «Подписные издания» и «Все свободны» открывать новые залы. Появление большого количества новых участников на рынке маловероятно из-за сложностей в окупаемости подобного проекта и большого количества конкурентов, полагают эксперты.

«Обустройство общественных пространств в рамках книжных магазинов зависит от осваиваемой площади. Большие площадки — скорее единичные случаи, нежели чем тренд. Формат Дома книги на Невском живет и процветает во многом из-за истории места, так же, как, например, магазин в доме купца Елисеева. Поменяй их местами — и не факт, что все будет работать»,— заключает господин Ронин.

Стефания Барченкова

Вся лента