Комната, город, девушки
Испания отмечает 75-летие Педро Альмодовара
Кульминацией фестиваля в Сан-Себастьяне оказались испанская премьера фильма Педро Альмодовара «Соседняя комната» и награждение режиссера-юбиляра почетным призом «Доностия». А в Мадриде в эти дни проходит посвященная ему выставка. О признании вклада Альмодовара в испанскую и мировую культуру рассказывает Андрей Плахов.
На юбилейной выставке Альмодовара чествуют историей его многолетнего «романа» с Мадридом
Фото: IGLESIAS MAS / Centro Condeduque / AFP
На юбилейной выставке Альмодовара чествуют историей его многолетнего «романа» с Мадридом
Фото: IGLESIAS MAS / Centro Condeduque / AFP
Трудно в это поверить, но Педро Альмодовару сегодня, 25 сентября, исполняется 75 лет. Ведь еще сравнительно недавно он считался молодым хулиганом, потом просто хулиганом — и незаметно превратился в классика. Трудно и потому, что его последние фильмы, включая «Соседнюю комнату», хоть и говорят о болезнях и смерти, полны энергии и юмора, так что никак не ассоциируются с почтенным возрастом.
За свою жизнь Альмодовар получил даже не десятки, а сотни призов, Голливуд наградил «Оскаром» его картину «Все о моей матери», а «Соседняя комната» только что завоевала венецианского «Золотого льва». Хуже всего обстояло дело с признанием на родине: оно приходило неторопливо и неохотно. До сих пор режиссер номер один сталкивается в своей стране с неприятием его творчества правоконсервативными кругами, а среди коллег — с завистью и предубеждением.
Между тем Альмодовар — творец пестрого и эклектичного постмодернистского образа Испании последних трех, даже четырех десятилетий, ее культурный герой и полпред в мире. Он один из немногих подлинных виртуозов комического. Но в его комизме силен привкус горечи и смерти, над ним витает дух фламенко и «мовиды» — испанской версии богемно-экзистенциальной философии жизни. Он корнями связан с наследием испанского Ренессанса и барокко, с прозой Сервантеса, с поэтикой модернистского театра.
Особая тема — отношения этого «гения места» с Мадридом: Альмодовар воспел его в своих фильмах, как воспел своих экстравагантных «девушек». Мадрид и есть его главная и самая любимая девушка (в испанском языке, кстати, «город» — женского рода). Он приехал сюда из Ла-Манчи шестнадцатилетним, здесь хипповал и шокировал публику, выступая в пародийной глэм-рок-группе «Альмодовар и Макнамара». Это была своего рода культурная революция, направленная против рудиментов авторитаризма (кто бы мог предположить, что единомышленники полярно разойдутся: состарившись, авангардист Макнамара будет прославлять «традиционные ценности» и генерала Франко). А еще молодой Альмодовар двенадцать лет проработал клерком в компании Telefonica: там он досконально изучил жизнь среднего класса для своих будущих фильмов.
Потому столь неформально и чувственно воспринимается выставка в испанской столице, так и названная — «Мадрид, девушка Альмодовара». Ее курировал Педро Санчес Кастрехон, знаток творчества режиссера и мадридских локаций, ставших с его легкой руки съемочными площадками.
Это Театр Лара: здесь Тина, героиня Кармен Мауры из «Закона желания», выступает в постановке «Человеческого голоса» Жана Кокто; позднее этот же театр фигурирует в фильмах «Все о моей матери» и «Поговори с ней». Это пентхаус Пепы (той же Мауры) из «Женщин на грани нервного срыва» — терраса «Общества изящных искусств». Альмодовар хотел построить там декорацию, но ему отказали, просчитав, что балкон не выдержит ее веса. Снял в студии. Теперь задник великолепного вида с террасы, использованный в фильме, представлен на выставке. Это кинотеатр «Доре» начала ХХ века в стиле ар-деко; Альмодовар запечатлел его в фильмах «Поговори с ней» и «Боль и слава». Сейчас там располагается Испанская фильмотека. Это, наконец, Конде-Дуке, бывшие казармы, ныне — тот самый культурный центр, где проходит выставка. У его входа снята культовая сцена, опять же с Кармен Маурой, которую поливают из шланга жаркой августовской ночью; Сьюзен Зонтаг сравнила эту сцену с той, где у Мэрилин Монро взлетает подол платья.
Альмодовар — один из прирожденных феминистов мирового кино — не раз подвергался атакам не только с правого, но и с левого, феминистского фланга. Сегодня очевидно, сколько он сделал для того, чтобы женщины обрели свой «человеческий голос» и заговорили, в том числе в кинематографе. Уже не первый год именно они выходят в Сан-Себастьяне в центр внимания жюри и публики среди режиссеров-конкурсантов, и не в последнюю очередь — представительницы Испании. На проходящем сейчас фестивале Исиар Больяин показала отличную докудраму «Я, Невенка» о первой испанской женщине, выигравшей суд над маститым политиком по делу о харассменте. Пилар Паломеро представила тонкую психологическую зарисовку «Мерцание» — о том, как оставленная в прошлом любовь возвращается, хотя и в ином виде, перед лицом смерти. Ни один из этих фильмов не имеет ничего общего со стилем и настроением Альмодовара, но каждый обязан ему за ту брешь, которую он пробил в стене патриархата и цензурных табу.
Фотогалерея
«Удивительно, что я снимаю кино»
Педро Альмодовар Кабальеро родился 25 сентября 1949 года в бедной семье в испанском городе Кальсада-де-Калатрава, в восемь лет переехал в Эстремадуру. В одном из интервью режиссер рассказывал, как в католической школе подвергался насилию: «Со мной творились ужасные вещи. Вы понимаете, о чем я... Это исходило от священников. То же самое между учениками случалось по согласию. А тут был позор. Секс нужно открывать естественно, а не внезапно и насильственно. Три года после этого я боялся оставаться один»
Фото: AP / Wyatt Counts
После переезда в Мадрид Альмодовар постоянно менял работу из-за нехватки денег, пока не устроился в компанию «Телефоника», с которой впоследствии сотрудничал 12 лет. Уже тогда увлеченный актерством, он был членом театральной группы Los Goliardos, а также играл в музыкальной группе в стиле пародийного панк-глэм-рока, писал и публиковал рассказы
На фото: с актерами Ирен Папас, Альберто Сорди и Антонио Бандерасом
Фото: AP / Jan Bauer
«Кинематографу можно научиться, но нельзя научить. Здесь очень мало правил, которые можно быстро усвоить. Все остальное — это твой взгляд на рассказываемую историю. Разница между двумя фильмами — в точке зрения режиссера. Это вопрос морали»
Первый полнометражный фильм «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки» Педро Альмодовар снял в 1980 году, вдохновившись собственной фотоновеллой «Частые эрекции», которую он сделал по заказу журнала El Víbora. Денег на фильм не хватало, он снимался по выходным, но тем не менее тут же стал культовым в кругах независимого кино, хотя шел лишь на ночных сеансах на протяжении нескольких лет
Фото: AP / Damian Dovarganes
«Юмор помогает испанцам бороться со всем, что заставляет их страдать, что их беспокоит, со смертью»
В середине 1980-х Альмодовара признали не только в узких кинематографических кругах. Его фильм «За что мне это?» снискал хорошие отзывы зрителей и критиков. Газета The New York Times назвала картину «шедевром», сам же режиссер называл ее наиболее социальной из своих картин. Спустя год вместе с братом Августином Альмодовар создал продюсерскую компанию El Deseo. Первым фильмом, который она выпустила, стал «Закон желания»
Фото: AP / Denis Doyle
«Я становлюсь специалистом по женщинам. Я слушаю их разговоры в автобусах и метро, я выражаю себя через них. Мужчины для меня недостаточно мягкие. Они обречены всю свою жизнь играть роль мачо»
Если в жизни Альмодовар неравнодушен к мужчинам, то в кино предпочитает выводить на авансцену женщин. Так, его самой любимой актрисой на протяжении многих лет остается Пенелопа Крус (на фото слева). Вместе они сделали множество фильмов, а в жизни остаются хорошими друзьями
Фото: AP / Rhonda Galbraith
«Слава не нужна. Однажды поняв это, избавляешься от чванства»
Очередной громкой работой Альмодовара стала картина «Женщины на грани нервного срыва» (1988), повествующая о женщине, разыскивающей своего любовника, который оказывается женат. Фильм получил около 50 национальных премий, был номинирован на «Оскар». Но почетная награда нашла режиссера только в 1999 году после выхода фильма «Все о моей матери»
Фото: AP / Eric Draper
«Прототипом Лолы (из "Все о моей матери". — "Ъ") был трансвестит из Барселоны. У него была жена, которой он не позволял носить бикини, а сам ходил с грудями величиной с тележку и предлагал себя всякому встречному. Это прекрасный пример мачизма: чего-то иррационального, как и всякое крупное явление — расизм, паранойя или глупость»
На фото: кадр из фильма «Все о моей матери»
Фото: Sony / Columbia
В 2002 году Альмодовар снял картину «Поговори с ней», премьера которого состоялась на Каннском фестивале. Фильм был основан на реальной истории сотрудника румынского морга, который попытался совокупиться с женщиной, впавшей в летаргический сон. Ее посчитали мертвой, но действия сотрудника морга оживили женщину, хотя он и подвергся уголовному преследованию — несмотря на благодарность самой ожившей и ее семьи. Фильм получил «Оскар» за лучший сценарий и премию European Film Awards как лучший фильм года
Фото: AP / Mark Lennihan
«Тайны обогащают твою жизнь, они могут помогать в работе, но бывает, что они душат тебя. Ты можешь не говорить о своей гомосексуальности, но ты должен осознавать ее»
На фото: с Пенелопой Крус
Фото: AP / Sang Tan
Педро Альмодовар никогда не скрывал своей гомосексуальной ориентации, о чем не стеснялся говорить в своих интервью. Кроме того, гомосексуальные темы присутствуют во многих его фильмах
Фото: AP / Bernat Armangue
Несмотря на мировое признание, Киноакадемия Испании не жаловала Альмодовара. Сначала фильм «Поговори с ней» не был выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм», затем картина «Дурное воспитание» (2004) не получила ни одной национальной премии «Гойя». В ответ Альмодовар вместе с братом объявил о выходе из состава академии, объяснив это несогласием с системой голосования
Фото: AP / Jacek Turczyk, Pool
«Хотя я не практикующий католик, да и не католик вовсе, религия присутствует в моей жизни. Мне хотелось бы, чтобы все, что говорят о боге как об универсальном решении проблем человечества, было правдой. Я не верю в него, но он чудесная выдумка»
Фото: AP / Alessandra Tarantino
В 2011 году в рамках конкурсной программы 64-го Каннского кинофестиваля состоялась премьера фильма «Кожа, в которой я живу». Главную роль исполнил еще один любимый актер Альмодовара — Антонио Бандерас. Фильм был снят по роману французского писателя Тьерри Жонке «Тарантул» и стал одним из самых кассовых в творчестве режиссера
Фото: AP / Sony Pictures Classics
«Мы, мужчины, не умеем сказать "прощай", оставаясь при этом джентльменами. Может, Кэри Грант или Дэвид Нивен знали, как это делается, но я сомневаюсь, что им было под силу сказать: "Дорогая, я больше не люблю тебя", сохраняя при этом обаяние»
На фото: с Пенелопой Крус и Бланкой Портильо
Фото: AP / Daniel Ochoa de Olza
В 2013 году Альмодовар вернулся к жанру комедии: на экраны вышел фильм «Я очень возбужден» (кадр на фото). Действие разворачивается на борту самолета, у которого повреждено шасси, и он кружит в ожидании свободной посадочной полосы над Толедо
Фото: Sony Classics
Среди рецензентов нашлись люди, увидевшие в фильме политическую метафору. Самолет — это европейское сообщество. Поломка шасси — кризис. Что касается кризиса, то, по Альмодовару, мир находится в состоянии перманентного кризиса, только благодаря чему и дарит сильные эмоции и радость жизни
Фото: AP
В 2016 году в рамках основного конкурса 69-го Каннского кинофестиваля была показана драма Альмодовара «Джульетта». Спустя три года состоялась премьера еще одной картины с Антонио Бандерасом — «Боль и слава», за которую актер получил Золотую пальмовую ветвь. Лента также была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус»
Фото: Alvaro Barrientos / AP
«Фильм ничего не решает за тебя. Он как секс — приносит много быстротечного счастья»
В 2021 году на экраны вышел последний на данный момент фильм Альмодовара «Параллельные матери» с Пенелопой Крус в главной роли
Фото: Jean-Paul Pelissier / Reuters
Картина стала фильмом открытия 78-го Венецианского международного кинофестиваля, где была удостоена награды за Лучшую женскую роль. В российский прокат она вышла 3 февраля 2022 года
На фото: Педро Альмодовар с актрисой Тильдой Суинтон на Венецианском кинофестивале
Фото: Reuters / Yara Nardi
Педро Альмодовар Кабальеро родился 25 сентября 1949 года в бедной семье в испанском городе Кальсада-де-Калатрава, в восемь лет переехал в Эстремадуру. В одном из интервью режиссер рассказывал, как в католической школе подвергался насилию: «Со мной творились ужасные вещи. Вы понимаете, о чем я... Это исходило от священников. То же самое между учениками случалось по согласию. А тут был позор. Секс нужно открывать естественно, а не внезапно и насильственно. Три года после этого я боялся оставаться один»
Фото: AP / Wyatt Counts
После переезда в Мадрид Альмодовар постоянно менял работу из-за нехватки денег, пока не устроился в компанию «Телефоника», с которой впоследствии сотрудничал 12 лет. Уже тогда увлеченный актерством, он был членом театральной группы Los Goliardos, а также играл в музыкальной группе в стиле пародийного панк-глэм-рока, писал и публиковал рассказы
На фото: с актерами Ирен Папас, Альберто Сорди и Антонио Бандерасом
Фото: AP / Jan Bauer
«Кинематографу можно научиться, но нельзя научить. Здесь очень мало правил, которые можно быстро усвоить. Все остальное — это твой взгляд на рассказываемую историю. Разница между двумя фильмами — в точке зрения режиссера. Это вопрос морали»
Первый полнометражный фильм «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки» Педро Альмодовар снял в 1980 году, вдохновившись собственной фотоновеллой «Частые эрекции», которую он сделал по заказу журнала El Víbora. Денег на фильм не хватало, он снимался по выходным, но тем не менее тут же стал культовым в кругах независимого кино, хотя шел лишь на ночных сеансах на протяжении нескольких лет
Фото: AP / Damian Dovarganes
«Юмор помогает испанцам бороться со всем, что заставляет их страдать, что их беспокоит, со смертью»
В середине 1980-х Альмодовара признали не только в узких кинематографических кругах. Его фильм «За что мне это?» снискал хорошие отзывы зрителей и критиков. Газета The New York Times назвала картину «шедевром», сам же режиссер называл ее наиболее социальной из своих картин. Спустя год вместе с братом Августином Альмодовар создал продюсерскую компанию El Deseo. Первым фильмом, который она выпустила, стал «Закон желания»
Фото: AP / Denis Doyle
«Я становлюсь специалистом по женщинам. Я слушаю их разговоры в автобусах и метро, я выражаю себя через них. Мужчины для меня недостаточно мягкие. Они обречены всю свою жизнь играть роль мачо»
Если в жизни Альмодовар неравнодушен к мужчинам, то в кино предпочитает выводить на авансцену женщин. Так, его самой любимой актрисой на протяжении многих лет остается Пенелопа Крус (на фото слева). Вместе они сделали множество фильмов, а в жизни остаются хорошими друзьями
Фото: AP / Rhonda Galbraith
«Слава не нужна. Однажды поняв это, избавляешься от чванства»
Очередной громкой работой Альмодовара стала картина «Женщины на грани нервного срыва» (1988), повествующая о женщине, разыскивающей своего любовника, который оказывается женат. Фильм получил около 50 национальных премий, был номинирован на «Оскар». Но почетная награда нашла режиссера только в 1999 году после выхода фильма «Все о моей матери»
Фото: AP / Eric Draper
«Прототипом Лолы (из "Все о моей матери". — "Ъ") был трансвестит из Барселоны. У него была жена, которой он не позволял носить бикини, а сам ходил с грудями величиной с тележку и предлагал себя всякому встречному. Это прекрасный пример мачизма: чего-то иррационального, как и всякое крупное явление — расизм, паранойя или глупость»
На фото: кадр из фильма «Все о моей матери»
Фото: Sony / Columbia
В 2002 году Альмодовар снял картину «Поговори с ней», премьера которого состоялась на Каннском фестивале. Фильм был основан на реальной истории сотрудника румынского морга, который попытался совокупиться с женщиной, впавшей в летаргический сон. Ее посчитали мертвой, но действия сотрудника морга оживили женщину, хотя он и подвергся уголовному преследованию — несмотря на благодарность самой ожившей и ее семьи. Фильм получил «Оскар» за лучший сценарий и премию European Film Awards как лучший фильм года
Фото: AP / Mark Lennihan
«Тайны обогащают твою жизнь, они могут помогать в работе, но бывает, что они душат тебя. Ты можешь не говорить о своей гомосексуальности, но ты должен осознавать ее»
На фото: с Пенелопой Крус
Фото: AP / Sang Tan
Педро Альмодовар никогда не скрывал своей гомосексуальной ориентации, о чем не стеснялся говорить в своих интервью. Кроме того, гомосексуальные темы присутствуют во многих его фильмах
Фото: AP / Bernat Armangue
Несмотря на мировое признание, Киноакадемия Испании не жаловала Альмодовара. Сначала фильм «Поговори с ней» не был выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм», затем картина «Дурное воспитание» (2004) не получила ни одной национальной премии «Гойя». В ответ Альмодовар вместе с братом объявил о выходе из состава академии, объяснив это несогласием с системой голосования
Фото: AP / Jacek Turczyk, Pool
«Хотя я не практикующий католик, да и не католик вовсе, религия присутствует в моей жизни. Мне хотелось бы, чтобы все, что говорят о боге как об универсальном решении проблем человечества, было правдой. Я не верю в него, но он чудесная выдумка»
Фото: AP / Alessandra Tarantino
В 2011 году в рамках конкурсной программы 64-го Каннского кинофестиваля состоялась премьера фильма «Кожа, в которой я живу». Главную роль исполнил еще один любимый актер Альмодовара — Антонио Бандерас. Фильм был снят по роману французского писателя Тьерри Жонке «Тарантул» и стал одним из самых кассовых в творчестве режиссера
Фото: AP / Sony Pictures Classics
«Мы, мужчины, не умеем сказать "прощай", оставаясь при этом джентльменами. Может, Кэри Грант или Дэвид Нивен знали, как это делается, но я сомневаюсь, что им было под силу сказать: "Дорогая, я больше не люблю тебя", сохраняя при этом обаяние»
На фото: с Пенелопой Крус и Бланкой Портильо
Фото: AP / Daniel Ochoa de Olza
В 2013 году Альмодовар вернулся к жанру комедии: на экраны вышел фильм «Я очень возбужден» (кадр на фото). Действие разворачивается на борту самолета, у которого повреждено шасси, и он кружит в ожидании свободной посадочной полосы над Толедо
Фото: Sony Classics
Среди рецензентов нашлись люди, увидевшие в фильме политическую метафору. Самолет — это европейское сообщество. Поломка шасси — кризис. Что касается кризиса, то, по Альмодовару, мир находится в состоянии перманентного кризиса, только благодаря чему и дарит сильные эмоции и радость жизни
Фото: AP
В 2016 году в рамках основного конкурса 69-го Каннского кинофестиваля была показана драма Альмодовара «Джульетта». Спустя три года состоялась премьера еще одной картины с Антонио Бандерасом — «Боль и слава», за которую актер получил Золотую пальмовую ветвь. Лента также была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус»
Фото: Alvaro Barrientos / AP
«Фильм ничего не решает за тебя. Он как секс — приносит много быстротечного счастья»
В 2021 году на экраны вышел последний на данный момент фильм Альмодовара «Параллельные матери» с Пенелопой Крус в главной роли
Фото: Jean-Paul Pelissier / Reuters
Картина стала фильмом открытия 78-го Венецианского международного кинофестиваля, где была удостоена награды за Лучшую женскую роль. В российский прокат она вышла 3 февраля 2022 года
На фото: Педро Альмодовар с актрисой Тильдой Суинтон на Венецианском кинофестивале
Фото: Reuters / Yara Nardi