«У нас есть финансовые решения и экспертиза в масштабировании технической базы»
Гендиректор МФК «МигКредит» (входит в группу Denum) Артем Быков — о том, что нового микрофинансисты могут предложить российскому и глобальному рынкам.
Гендиректор МФК «МигКредит» (входит в группу Denum) Артем Быков
Гендиректор МФК «МигКредит» (входит в группу Denum) Артем Быков
— Какие новые продукты будете выводить на рынок в 2024 году и почему именно эти? В группе несколько компаний с разными направлениями бизнеса, какое сейчас является наиболее маржинальным? Почему?
— «МигКредит» будет стремиться развивать те финансовые продукты, которые позволяют привлечь клиентов из новых для нас сегментов. Или тех, которые вообще были малодоступны для микрофинансовой отрасли. Ни для кого не секрет, что рынок СРА сейчас явно перегрет и конкуренция на нем за привлечение новых клиентов будет постоянно расти. Поэтому компаниям понадобятся продукты и сервисы, которые дадут возможность генерировать новый входящий трафик. И дальше уже МФО будут проявлять искусство в том, чтобы этих новых клиентов удерживать.
Но общий вектор развития микрозаймов будет направлен на их приближение к банковским финансовым продуктам.
— На фоне трансформации экономики внутри России и акцента на импортозамещении активно развивается кредитование МСБ. Банки все еще с опаской смотрят на сегмент. Лизинг и факторинг не всегда подходит бизнесу для решения текущей задачи, а крауд все же пока мало изученный самим бизнесом инструмент. На этом фоне растет ниша для МФО по работе с МСБ. Планируете ли вы выходить в этот сегмент? Почему? Какие видите для себя риски в нем?
— Сектором МСБ уже много лет и довольно успешно занимается финтех-платформа «Папа Финанс», которая наряду с МФК «МигКредит» входит в группу Denum. Компания вдвое нарастила портфель займов малому и среднему бизнесу в 2023 году и стала лидером по этому показателю на микрофинансовом рынке. За прошлый год «Папа Финанс» выдал займов на 4,4 млрд руб., при этом 0,9 млрд руб. было направлено на финансирование заявок клиентов на сумму 5 млн руб. (максимальную для заемщиков МФО).
Кредитование МСБ сегодня гораздо менее зарегулировано, и такой угрозы, судя по всему, не прослеживается по сравнению с кредитованием физлиц. В то же время работа с МСБ предъявляет дополнительные требования к фондированию ввиду более крупных чеков и больших сроков при невысокой маржинальности бизнеса. Тем не менее мы считаем это направление перспективным — интерес к нему со стороны коммерческих МФО постоянно растет. Так, по данным Банка России, за 2023 год МФО выдали малому бизнесу 105,4 млрд руб.— на 50% больше, чем в 2022 году (70,5 млрд руб.).
— Если говорить о потенциальном выходе российских МФО на международные рынки — речь не только о вашей компании, а о сегменте в целом. Насколько высоки риски санкционного давления на отрасль? Даже при работе с дружественными экономиками? И если эти геополитические риски удается преодолеть, то что российская микрофинансовая отрасль может предложить глобальному рынку, чтобы быть конкурентоспособной?
— Я думаю, что при выходе на международные рынки МФО вряд ли столкнутся с высоким санкционным давлением. Это показывает и сегодняшний опыт: те компании, которые уже вышли за пределы России, на санкционное давление не жалуются. К тому же МФО развивают свой бизнес в странах, которые не находятся с нами в конфронтации. И, наконец, они открывают там отдельные юридические лица, которые с головным офисом связаны главным образом экспертизой и ИТ-составляющей, но при этом остаются достаточно самостоятельными единицами.
Если говорить о том, что российская микрофинансовая отрасль может предложить глобальному рынку, то это прежде всего все компоненты, связанные с качеством клиентского сервиса, который очень развит в нашей стране. Плюс к этому мы можем предложить финансовые решения и экспертизу в масштабировании технической базы.
Конкретно у «МигКредита» опыта выхода на международные рынки нет, но если оценивать перспективные геолокации, то я бы выделил регион Латинской Америки, страны Азии, хотя они уже достаточно хорошо освоены, и Африканский континент. Уже есть небольшое количество российских компаний, которые работают в Индии, но это направление пока не отличается популярностью. Но Индия вполне может быть интересным вектором для международного присутствия.