Совокупной отчетности нет

МФО выходят в новые продуктовые сегменты и расширяют бизнес

Какие риски создает такая широкая и активная диверсификация микрофинансовой отрасли (МФО) для заемщиков? Как при этом решаются вопросы финансовой и персональной безопасности? Когда в отрасли появится совокупная отчетность? Что делается и что нужно сделать в МФО для соблюдения требований ЦБ? На эти и другие темы рассуждает Алла Храпунова, эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков», юрист, специализирующийся на защите прав пользователей финансовых услуг и сервисов.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Риски консолидации и укрупнения, по нашему мнению, могут быть в непрозрачности реального масштаба деятельности группы. Так, у банков есть отчетность по группам, которые они образуют или в которую входят. Сдавая отчетность по этим форматам, банки в отчетности показывают совокупные показатели деятельности, уровень ответственности и соблюдение нормативов на групповой основе. Рассматривая эти данные, Банк России понимает и видит риски, распределение потоков внутри группы.

У микрофинансистов такой отчетности нет. Поэтому непонятно, как Банк России узнает о групповых рисках и совокупных показателях деятельности. Стоит отметить, что участники микрофинансового рынка не столь открыто, как банки, публично раскрывают факт принадлежности разных компаний к одной группе. Очень часто под одним брендом выступают разные МФО. Даже об этом было сложно узнать непосвященному. Недавно в нормативные акты внесли изменения, и теперь все компании должны четко указывать товарный знак, под которым они продают услуги в интернете, что позволяет хотя бы узнать, что, например, три МФО фактически работают под одним брендом. Но, повторим, совокупной отчетности по группе нет.

Сведения о вхождении в группу, например, коллекторов или юридических компаний, а может быть, еще каких-то представителей экосистемы в открытом пространстве найти невозможно. Хотя известно, что аффилированных коллекторов МФО имеют очень давно.

Мы считаем, что в условиях укрупнения бизнеса участниками микрофинансового рынка разумно распространить на них задачу предоставления отчетности на групповой основе по аналогии с банковским сектором.

С точки зрения клиентов консолидация и укрупнение, полагаем, могут быть полезными. Дело в том, что крупные игроки рынка, уже полностью осознавая, что такое репутационные риски, внимательнее относятся к соблюдению принципа клиентоцентричности, требований по информационной безопасности при выдаче займов, ограничений, транслируемых Банком России. Они меняют свои бизнес-модели, внедряют высокотехнологичные решения. Разрыв в подходах к этому между крупными игроками и средними, а тем более небольшими МФО пока слишком велик. Последние категории участников рынка, считаем возможным это сказать, просто безобразно выполняют нормативные требования. Многие даже не знают о нормах законодательных актов, текущих изменениях, у них отсутствует понятие оценки рисков, большинство требований выполняется абсолютно формально. Поэтому уход с рынка таких несознательных игроков будет только на руку потребителям.

«У нас есть финансовые решения и экспертиза в масштабировании технической базы»

Гендиректор МФК «МигКредит» (входит в группу Denum) Артем Быков — о том, что нового микрофинансисты могут предложить российскому и глобальному рынкам.

Гендиректор МФК «МигКредит» (входит в группу Denum) Артем Быков

Какие новые продукты будете выводить на рынок в 2024 году и почему именно эти? В группе несколько компаний с разными направлениями бизнеса, какое сейчас является наиболее маржинальным? Почему?

— «МигКредит» будет стремиться развивать те финансовые продукты, которые позволяют привлечь клиентов из новых для нас сегментов. Или тех, которые вообще были малодоступны для микрофинансовой отрасли. Ни для кого не секрет, что рынок СРА сейчас явно перегрет и конкуренция на нем за привлечение новых клиентов будет постоянно расти. Поэтому компаниям понадобятся продукты и сервисы, которые дадут возможность генерировать новый входящий трафик. И дальше уже МФО будут проявлять искусство в том, чтобы этих новых клиентов удерживать.

Но общий вектор развития микрозаймов будет направлен на их приближение к банковским финансовым продуктам.

— На фоне трансформации экономики внутри России и акцента на импортозамещении активно развивается кредитование МСБ. Банки все еще с опаской смотрят на сегмент. Лизинг и факторинг не всегда подходит бизнесу для решения текущей задачи, а крауд все же пока мало изученный самим бизнесом инструмент. На этом фоне растет ниша для МФО по работе с МСБ. Планируете ли вы выходить в этот сегмент? Почему? Какие видите для себя риски в нем?

— Сектором МСБ уже много лет и довольно успешно занимается финтех-платформа «Папа Финанс», которая наряду с МФК «МигКредит» входит в группу Denum. Компания вдвое нарастила портфель займов малому и среднему бизнесу в 2023 году и стала лидером по этому показателю на микрофинансовом рынке. За прошлый год «Папа Финанс» выдал займов на 4,4 млрд руб., при этом 0,9 млрд руб. было направлено на финансирование заявок клиентов на сумму 5 млн руб. (максимальную для заемщиков МФО).

Кредитование МСБ сегодня гораздо менее зарегулировано, и такой угрозы, судя по всему, не прослеживается по сравнению с кредитованием физлиц. В то же время работа с МСБ предъявляет дополнительные требования к фондированию ввиду более крупных чеков и больших сроков при невысокой маржинальности бизнеса. Тем не менее мы считаем это направление перспективным — интерес к нему со стороны коммерческих МФО постоянно растет. Так, по данным Банка России, за 2023 год МФО выдали малому бизнесу 105,4 млрд руб.— на 50% больше, чем в 2022 году (70,5 млрд руб.).

— Если говорить о потенциальном выходе российских МФО на международные рынки — речь не только о вашей компании, а о сегменте в целом. Насколько высоки риски санкционного давления на отрасль? Даже при работе с дружественными экономиками? И если эти геополитические риски удается преодолеть, то что российская микрофинансовая отрасль может предложить глобальному рынку, чтобы быть конкурентоспособной?

— Я думаю, что при выходе на международные рынки МФО вряд ли столкнутся с высоким санкционным давлением. Это показывает и сегодняшний опыт: те компании, которые уже вышли за пределы России, на санкционное давление не жалуются. К тому же МФО развивают свой бизнес в странах, которые не находятся с нами в конфронтации. И, наконец, они открывают там отдельные юридические лица, которые с головным офисом связаны главным образом экспертизой и ИТ-составляющей, но при этом остаются достаточно самостоятельными единицами.

Если говорить о том, что российская микрофинансовая отрасль может предложить глобальному рынку, то это прежде всего все компоненты, связанные с качеством клиентского сервиса, который очень развит в нашей стране. Плюс к этому мы можем предложить финансовые решения и экспертизу в масштабировании технической базы.

Конкретно у «МигКредита» опыта выхода на международные рынки нет, но если оценивать перспективные геолокации, то я бы выделил регион Латинской Америки, страны Азии, хотя они уже достаточно хорошо освоены, и Африканский континент. Уже есть небольшое количество российских компаний, которые работают в Индии, но это направление пока не отличается популярностью. Но Индия вполне может быть интересным вектором для международного присутствия.

Записала Полина Трифонова

Вот, например, у нас есть последний наглядный пример, когда мошенники оформили на девушку онлайн-микрозаймы. Из отчета о кредитной истории видно, что три крупные МФО отказали в выдаче займов, а две более мелкие одобрили и выдали деньги, не проведя необходимых проверок, опираясь лишь на возможность доступа к данным «Госуслуг», которые как раз и были взломаны мошенниками. То есть эти две небольшие компании фактически нарушили порядок выдачи онлайн-займов, предусмотренный базовым стандартом, и продолжают так работать. Обращение потерпевшей в адрес таких МФО осталось без желаемой реакции: компании не удосужились провести у себя хотя бы минимальную проверку на предмет возможности выдачи займов мошенникам и сослались на то, что такую работу должны проводить правоохранительные органы и МФО будет действовать в соответствии с их решениями. Такого поведения от крупных МФО сегодня уже не встретить — это явное проявление некомпетентности средних компаний и их нежелания качественного выполнения требований и рекомендаций регулятора. Поэтому совершенно точно укрупнение игроков и уход с рынка мелких компаний для потребителя и отрасли в целом будут положительными.

Узким местом при таких процессах будут защита информационной безопасности и работа с персональными данными клиентов. В отрасли эти направления пока находятся в начальной стадии. По имеющимся данным, совсем немного компаний (около 20) подключены к сервисам «ФинЦЕРТ» Банка России. А это значит, что все неподключенные не знают о рисках и угрозах в информационной среде. Объемы обрабатываемых МФО сведений о клиентах сопоставимы с показателями средних банков, ведь при маленькой сумме количество договоров может исчисляться миллионами. А вот расходы на усиление защиты и качественное построение системы работы с персональными данными МФО увеличивать не хотят. Потому что пока их никто за это не наказывает и качественно не проверяет. Вхождение в периметр группы новых участников потребует еще более сложного построения такой системы. Нет уверенности, что это будет реализовано, поскольку часто МФО расценивают передачу данных внутри группы как обработку в одном контуре. Тут потребуется качественная перенастройка.

Записала Полина Трифонова

Вся лента