Контрактация дорожных объектов, аварийность и эффективность «Безопасного города» — о чём говорили на транспортном комитете Заксобрания
На заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике депутаты и представители исполнительной власти обсудили вопросы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры и безопасностью на дорогах. Так, за прошедшее время 2024 года в регионе уже заключено больше контрактов по выполнению дорожных работ, чем за аналогичный период 2023.
Однако ДТП в этом году стало больше, в том числе и с участием детей, несмотря на тенденцию по уменьшению числа аварий от месяца к месяцу. Другим важным вопросом стала оценка эффективности борьбы с дорожными нарушителями с помощью АПК «Безопасный город» по итогам отчёта региональной контрольно-счётной палаты.
Законтрактовано на 15% больше дорог, чем в прошлом году
«Контрактацию объектов дорожного строительства и ремонта в муниципальных образованиях мы ведём практически в течение года. Вопросы контрактации рассматриваются на каждом заседании. По состоянию на 16 сентября текущего года выполнение работ на автодорогах местного значения составляет 77%. По сравнению с предыдущим годом это практически на 15% больше, чем было в прошлом году»,— сказал председатель транспортного комитета Валерий Ильенко.
По его словам, в 15 муниципальных образованиях Новосибирской области запланированный объём работ по ремонту и строительству дорог уже выполнен полностью. Не заключены контракты в Баганском, Искитимском, Кочковском, Колыванском, Мошковском, Новосибирском районах, городах Обь и Новосибирск. Валерий Ильенко отметил, что и в их отношении он также не видит оснований для беспокойства.
«В этом году субсидии муниципальным образованиям выделены в объёме 5,2 млрд рублей. 2,3 млрд из них — муниципальным районам и городским округам, 2,9 млрд — городу Новосибирску. Сумма уже заключённых контрактов — 4,8 млрд рублей, это более 92% [от планируемого объёма]. По муниципальным районам и городским округам — 2,6 млрд рублей, по Новосибирску — 2,8 млрд, более 96%»,— сказал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский в своём выступлении.
Он также отметил, что проблемными в плане контрактации стали лишь два случая по всему региону — в Колыванском и Новосибирском районах.
Так, в посёлке Рыбачий Колыванского района проект должен был быть готов весной этого года. «В ручном режиме вышел на проектировщика: если замечания будут устранены, то на октябрь положительное заключение экспертизы выйдет»,— сказал глава Колыванского района Евгений Артюхов, отметив, что трудности возникли с обременением и собственниками земельных участков в процессе проектирования дороги.
В посёлке Садовый Новосибирского района в настоящее время ожидается окончание разработки проектно-сметной документации. Проблемы, по словам министра, возникли здесь, поскольку один из подрядчиков занимается проектом размещения инженерных коммуникаций, а другой — проектированием собственно дороги: оба должны представить единый проект организации строительства. О ситуации подробнее рассказал замглавы администрации Новосибирского района Константин Ходов. «Территория имеет очень стеснённые условия — большое количество инженерных коммуникаций осложняет проектирование. В рамках реализации проекта он был разделён на шесть этапов, из которых половина касалась инженерных коммуникаций. В отношении их готовность уже 100%, получено положение для заключения экспертизы»,— сказал он.
ДТП с детьми стало больше
Статистику по дорожно-транспортным происшествиям за восемь месяцев 2024 года подвёл представитель региональной госавтоинспекции Вячеслав Анисин. Он отметил, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число аварий с пострадавшими увеличилось на 0,7%, однако с января каждый месяц ДТП становится меньше. Наблюдается также тенденция по снижению числа ДТП со смертельным исходом, а также с участием нетрезвых водителей.
«Что касается ДТП с участием несовершеннолетних, за восемь месяцев наблюдается рост. Число происшествий увеличилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, количество раненых в них детей до 16 лет — на 17%»,— сказал Вячеслав Анисин.
Он отметил, что резко выросло также число пострадавших детей в ДТП со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) — с шести в прошлом году до 23 в этом. В целом число ДТП с участием СИМ также увеличилось с 24 до 79. Часть нарушений была совершена с использованием прокатных электросамокатов. Стражи порядка в 2024 году направили в кикшеринговые компании 18 представлений для блокировки аккаунтов пользователей-нарушителей. Депутат Заксобрания Елена Тырина призвала госавтоинспекцию вести работу с компаниями доставки, курьеры которых используют электросамокаты и велосипеды, для предотвращения нарушений ими ПДД.
КСП оценила «Безопасный город»
Задача госпрограммы «Безопасный город» — создание единой цифровой среды в сфере обеспечения безопасности. Её важная часть — автоматическое определение нарушений ПДД. Аудитор контрольно-счётной палаты Новосибирской области Василий Круковский отчитался о результатах проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на приобретение комплексов фото- и видеофиксации, необходимых для этого, с начала 2022 года по сей день.
Василий Круковский отметил, что в последние пять лет аварийность и число пострадавших в ДТП в регионе растут, а число мест концентрации аварий почти не уменьшается. Однако на это влияют общий уровень автомобилизации, состояние дорог и другие факторы, которые нужно рассматривать комплексно. При этом доля нарушений, выявленных с помощью комплексов фото- и видеофиксации, установленных в рамках «Безопасного города», стала больше. Аудитор уточнил, что именно этот индикатор рекомендован для определения эффективности по госпрограмме «Безопасный город».
Кроме того, оценки эффективности использования комплексов в рамках «Безопасного города» МЧС России рекомендует такие индикаторы, как «снижение количества населения, погибшего и пострадавшего в происшествиях», «сокращение экономического ущерба» и «уменьшение социального риска». Комитет нацпроекта «Безопасные качественные дороги» рекомендует такие критерии, как «повышение безопасности дорожного движения» и «повышение проходной способности дорог».
В 2022 году на установку комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД было направлено более 502 млн рублей, в 2023 — 784 млн, а в 2024 запланированная сумма составляет 969 млн рублей. По данным на начало 2022 года, было установлено 167 комплексов, на начало 2023 года — 269.
«На 1 мая 2024 года заключены 19 контрактов на поставку комплексов на сумму 281 млн рублей. Планируется приобрести 56 комплексов. Все комплексы функционируют в составе специального программного обеспечения «Паутина».
В настоящее время камеры, используемые на дорогах России, могут распознавать 59 видов нарушений, из которых в Новосибирской области распознаётся 16, однако с каждым годом их список расширяется.
«В ходе проверки установлен ряд нарушений: нарушение сроков размещения документации на сайте единой информационной системы, это неправильный расчёт неустойки, что повлекло недопоступление средств в областной бюджет в размере 10 млн руб., нарушение условий госконтрактов. По результатам проверки внесено представление Городскому центру организации дорожного движения для устранения выявленных нарушений и недостатков. Палатой предложено правительству Новосибирской области рассмотреть вопрос о внесении в госпрограмму „Безопасный город“ целевого индикатора, отображающего эффективность использования комплексов фото- и видеофиксации»,— подытожил Круковский.
По итогам отчёта на заседании комитета депутаты приняли решение усилить контроль за соблюдением сроков поставки камер, а также рассмотреть вопрос о введении целевого показателя, реально отражающего эффективность их использования.
«Нужно будет разбираться и определиться с этим целевым показателем,— прокомментировал Валерий Ильенко.— Министр транспорта Новосибирской области Анатолий Костылевский это признаёт и будет вместе со своей командой работать над этим вопросом».