«Доля стран Африки в общем товарообороте края составляет уже 10%»

Вице-губернатор Александр Руппель рассказал журналистам о развитии экспорта кубанских товаров и услуг

Александр Руппель

Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края

— Какова динамика экспорта Краснодарского края в текущем году и какова его структура?

— Объем экспорта с начала этого года показывает схожую динамику с предыдущими периодами, есть лишь незначительные отклонения по некоторым категориям. Мы регулярно смотрим таможенную статистику и видим, что структура экспорта края на протяжении четырех последних лет остается стабильной. Около 20% занимают металлы и изделия из них, машиностроительная и химическая продукция, а также другие более мелкие категории. Остальные 80% приходятся на продукцию АПК и минеральные продукты.

Наш край традиционно входит в тройку крупнейших регионов по экспорту продукции АПК. И отрадно, что речь идет не только про зерновые, фрукты и овощи, но и про продовольственные товары — про переработку. Готовые пищевые продукты, бакалея, кондитерские изделия и продукты здорового питания с кубанской пропиской уже хорошо зарекомендовали себя на мировых рынках. В этой части наши основные торговые партнеры — Китай, Пакистан, Турция, Иран, Индия, Беларусь, Сирия, Ливия, Индонезия, Саудовская Аравия, Египет, Танзания, Бангладеш, Узбекистан и Йемен.

В условиях геополитического шторма последних лет первоочередной задачей было не допустить просадки в части экспорта. В идеале — показывать пусть небольшой, но рост. Это большая работа, в том числе по переориентации экспорта на новые рынки. Нам интересны страны Ближнего Востока и африканские государства, преимущественно северной части континента. Здесь уже есть хорошие результаты. В 2023 году Краснодарский край вел торговлю с 37 странами Африки из 54. При этом Египет и Ливия вошли в десятку стран–лидеров по объему товарооборота. В I квартале 2024 года к ним, кстати, присоединилась и Республика Кот-д’Ивуар. Как итог, сейчас доля стран Африки в общем товарообороте Краснодарского края составляет уже 10%. Для сравнения: товарооборот со странами СНГ в прошлом году составил 11,5%.

— Какая помощь оказывается экспортерам на региональном уровне?

— Поддержка несырьевого неэнергетического экспорта — одна из стратегических задач, поставленных президентом России. Здесь есть обширный инструментарий на федеральном уровне — по большей части через Российский экспортный центр, плюс каждый регион дополнительно разрабатывает собственные механизмы. В Краснодарском крае эту работу ведет департамент развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности, а также Центр поддержки экспорта, который работает на Кубани уже 10 лет. За это время его услугами воспользовались больше трех тысяч экспортеров, оказано свыше 10 тысяч услуг. И здесь самое важное то, что год от года мы видим рост всех показателей центра, это значит, что он чутко реагирует на изменения запросов бизнеса и своевременно вводит новые услуги. Каждому экспортеру при обращении в Центр предлагаются так называемые коробочные решения, которые разработаны под типовые ситуации бизнеса на каждой стадии экспортного цикла. Кому-то интересно посмотреть востребованность своего товара в конкретной стране и «упаковать» свое предложение для конкретного рынка, кто-то ищет иностранных покупателей, хочет выйти на заграничный маркетплейс, представить продукцию на международной выставке или выехать в составе бизнес-миссии. Для начинающих экспортеров актуальны обучение и семинары, онлайн-вебинары с торговыми представителями России в зарубежных странах. Возможностей много, все услуги востребованы — все зависит от стадии экспортной зрелости, на которой находится предприятие. Ну и важно, что для бизнеса все эти услуги бесплатны в рамках профильных нацпроектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство».

Из новых интересных проектов в крае — «Экспортный бустер», который совместно ведут центр и департамент. Специалисты выезжают на предприятия, проводят внешний и внутренний аудит компаний, оценивают производственные возможности и ресурсы для выхода на внешние рынки, осуществляют полное сопровождение предприятия в рамках дорожной карты до результата. За два года в программе поучаствовали уже более 200 предприятий. Ну и конечно, в части развития экспорта большую роль играет поддержка бизнеса в целом: чтобы предприятия могли развиваться, масштабироваться, проводить оптимизацию, осваивать новые виды продукции. Здесь мы также провели серьезную работу. Пять лет назад в крае бизнесу были доступны порядка 50 мер поддержки на общую сумму около 25 млрд рублей. Сейчас таких мер уже больше 180, а их общий вес оценивается почти в 46 млрд рублей.

— Какие бизнес миссии были организованы в текущем году и каковы их предварительные результаты?

— Бизнес-миссии — это очень рабочий инструмент не только для продвижения нашей продукции и поддержки кубанских производителей, но и для роста целых отраслей. К примеру, в феврале мы организовали поездку наших туроператоров и представителей санкура в Дубай. Здесь сразу несколько целей: раскрытие потенциала нашего региона для коллег из Эмиратов, качественная презентация туристических и инвестиционных возможностей края, проведение переговоров с представителями компаний и органов власти ОАЭ по взаимному продвижению турпродуктов и развитию инфраструктуры. А также создание специальных туристических пакетов с учетом интереса к гастрономическому, медицинскому и экотуризму, обмен опытом в этой сфере. Ближний Восток в целом является для нас одним из приоритетных направлений для экспорта туристических услуг.

Потом были деловые поездки в Узбекистан и Азербайджан. По итогам бизнес-миссий этого года уже заключено два экспортных контракта с узбекскими партнерами на поставку кубанского сахара, сумма одного из них превышает 2 млн долларов США. Еще двум компаниям края удалось локализовать свои производства на территории Узбекистана. Есть договоренности о поставках в Азербайджан мясных деликатесов одного из кубанских предприятий. Обсуждаются также вопросы поставок в Азербайджан удобрений, круп, оборудования по производству ПЭТ-тары, кормов и кормовых добавок для животных и пчел.

При этом отмечу, что каждая бизнес-миссия начинается задолго до посадки предпринимателей в самолет. Специалисты заранее анализируют рынок той или иной страны, подбирают целевые компании для встреч и переговоров, составляют программу, чтобы наши предприятия могли посетить сети ритейла, технопарки, выставочные мероприятия в зависимости от интересов. Договариваются об официальных встречах с руководителями Торгпредства и Представительства РЭЦ в стране визита. Именно благодаря такой глубокой проработке компании по итогам деловых поездок находят новых клиентов, заводят «теплые» контакты и заключают выгодные экспортные контракты.

— Расскажите об участии кубанских компаний в международных выставках.

— Выставки хороши тем, что это всегда точное попадание в целевую аудиторию, прямой выход на заинтересованных покупателей. Начинающие экспортеры могут получить опыт презентации своих товаров и услуг на международном уровне, наладить контакты с партнерами из других стран. Опытным экспортерам открываются новые перспективы развития сети профессиональных контактов. За этот год мы вывезли около 70 краевых производителей на выставки в Казахстане, Саудовской Аравии, Белоруссии, Индии, Турции. Всего порядка 10 выставок, и каждая из них это сотни встреч и презентаций. Какие-то из них сразу приводят к контрактам, какие-то переходят в переговорный процесс, который может длиться неделями и даже месяцами, но все равно зачастую приводит к поставкам. Буквально недавно наши ребята вернулись с крупной турецкой выставки WorldFood Istanbul, и там сразу были хорошие результаты. Наши компании заключили контракты на поставку кориандра в Израиль, кукурузы — в Иран, а также имитированных рыбных деликатесов — в Молдавию. Кроме того, были достигнуты предварительные договоренности о поставках сельхозпродукции, кондитерских изделий и БАДов кубанского производства в Турцию, Египет, Пакистан, Алжир, ОАЭ, Ливию, Тунис, а также ряд стран СНГ и ближнего зарубежья.

— Развивается ли в Краснодарском крае направление экспорта услуг? Какие услуги наиболее востребованы?

— Что касается услуг, здесь наиболее перспективными направлениями видится медицина и санаторно-курортная сфера. По первому пункту: у нас действительно есть уникальные специалисты, к которым люди готовы приезжать даже из дальнего зарубежья. Вспомнить хотя бы нашумевшую историю с американской девочкой, у которой была «маска Бэтмена». От нее или отказались или требовали заоблачные суммы медики в ведущих иностранных клиниках. В итоге ей помог краснодарский врач.

Что касается экспорта туристических услуг, здесь уже есть определенные результаты. К примеру, в зимнем сезоне на нашем горнолыжном курорте «Роза Хутор» количество иностранных туристов увеличилось почти на 30%. У китайских туристов пользуется популярностью игорная зона «Красная поляна» — в прошлом году их количество выросло на 50%. Некоторые объекты размещения и рестораны в крае заинтересованы в сотрудничестве в рамках стандартов India Friendly (стандарт, учитывающий культурные традиции туристов из Индии) и Muslim Friendly (стандарт, который подразумевает, что объект размещения учитывает особые правила обслуживания для гостей-мусульман). Пока это, по большей части, единичные объекты, впереди большая работа. Здесь ведь много нюансов: от визового режима и авиасообщения до обучения персонала иностранным языкам и адаптированности меню. Но этот маховик уже запущен.

Чтобы комплексно заниматься привлечением иностранных туристов, с этого года мы запустили региональный проект «Развитие экспорта туристических услуг Краснодарского края». Тестируем разные виды продвижения на иностранных рынках, смотрим, что лучше работает. Первая цель на этом пути — увеличить количество иностранных туристов по итогам года на 2%.

— Каковы перспективы экспорта в Краснодарском крае в среднесрочной перспективе?

— По данным аналитиков, в этом году несырьевой неэнергетический экспорт покажет умеренный рост, этот прогноз обусловлен процессами адаптации и переориентации бизнеса на новые рынки сбыта. Если позитивная динамика сохранится, мы рассчитываем, что уже в следующем году экспорт будет расти быстрее — по мере увеличения внешнего спроса, диверсификации поставок, развития торговых связей и укрепления логистических цепочек.

Официальное сообщение Департамента информационной политики Краснодарского края

Вся лента