Пошли в легкую

В Краснодаре растет число малых промпредприятий

В столице Кубани за два минувших года число производителей косметики и парфюмерии увеличилось на 38%, текстиля — на 35%, одежды — на 27%. В январе—июле кубанские предприятия отгрузили одежды почти на 2,4 млрд руб., текстиля — на 982,7 млн руб., парфюмерии, косметики, а также мыла, моющих, чистящих и полирующих средств — на 4,086 млрд руб. Эксперты заявляют, что развитию рынка способствует хорошая покупательная способность гостей и жителей краевого центра, благоприятные климатические условия, а также рост спроса на отечественную продукцию после ухода из России зарубежных брендов.

В 2023 году в Краснодаре число производителей одежды в сравнении с 2022 годом увеличилось на 27% и составило 103 предприятия

Фото: Валерий Титиевский, Коммерсантъ

Местных стало больше

В Краснодаре число производителей парфюмерии и косметики (включая малые и микропредприятия) в 2023 году в сравнении с 2022 годом увеличилось на 38% (до 18 компаний), текстильных изделий — на 36% (до 60), одежды — на 27% (до 103), кожи и изделий из нее — на 20% (до 24), в том числе производителей обуви — на 11,8% (до 19). Об этом «G» сообщили в Краснодарстате. Данные об объемах производства в службе не предоставили.

В департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края рассказали «G», что знаком качества «Сделано на Кубани» отмечена продукция девяти изготовителей косметических средств (более 20 наименований) и семнадцати производителей одежды (более 50 наименований). Среди них краснодарские швейные производства ИП Бондаренко Наталья Викентьевна, ООО «Виво», а также производители косметических средств ООО «НПП "Флореаль"», АО «Аванта» и др.

«Знак качества присваивается товарам на три года. Это товары, которые прошли экспертную оценку высококвалифицированными специалистами. Предприятия — победители конкурса, чья продукция отмечена знаком качества "Сделано на Кубани", ежегодно подтверждают качество и безопасность своих товаров в рамках дополнительных лабораторных исследований при контроле использования знака на товаре в течение всего срока действия знака»,— поясняют в министерстве.

Растут объемы и ассортимент

Эксперты утверждают, что тенденции на рынке Краснодара в 2024 году соответствуют общерегиональным: компании наращивают объемы производства и расширяют ассортимент производимой продукции. Среди причин участники рынка называют как уход в условиях санкционного давления на Россию зарубежных производителей, господдержку, так и внутриотраслевые факторы.

Как рассказали в Краснодарстате, в январе—июле кубанские предприятия отгрузили одежды почти на 2,4 млрд руб. (на 18,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года), текстиля — на 982,7 млн руб. (почти на 14% больше год к году), парфюмерии, косметики, а также мыла, моющих, чистящих и полирующих средств — на 4,086 млрд руб. (на 22,4% больше, чем за аналогичный период 2023 года).

Председатель комитета по легкой промышленности при Торгово-промышленной палате Краснодарского края, владелица краснодарского швейного производства «Софиано» Ольга Косец отмечает, что в связи с активным развитием маркетплейсов и массовым исходом из России иностранных компаний вырос спрос на пошив одежды.

«Нам пришлось быстро перестраиваться на широкий ассортимент изделий и докупать оборудование для его производства. Кроме пошива одежды под собственным брендом, в последние годы мы занимаемся контрактным производством, то есть оказываем услуги по пошиву из давальческого сырья»,— рассказывает эксперт.

В связи с перенастройкой производственных процессов выручка компании «Софиано» по отношению к прошлому году в первом полугодии снизилась. Однако в августе отмечен традиционный рост — за счет увеличения продаж школьной формы в преддверии начала учебного года. «Особенно пользуются популярностью брюки и костюмы для мальчиков. Со школьными платьями мы прогорели, так как родители и дети редко делают свой выбор в пользу дизайнерских решений, предпочитая изделия попроще»,— констатирует Ольга Косец.

Одежду для новорожденных и детей ясельного возраста производит ООО «Бовебум». Заместитель гендиректора предприятия Дарья Воробьева поясняет, что этот сегмент производства трудоемкий и с высокими требованиями к качеству и безопасности. «На фоне общего демографического спада многие коллеги перепрофилируются в иной ассортимент, в связи с чем высокий спрос на нашу продукцию сохраняется уже несколько лет. Сегодня производство загружено почти на год вперед»,— говорит эксперт.

По словам госпожи Воробьевой, в первом полугодии 2024 года компания нарастила объем выпускаемой и реализованной продукции более чем на 30%. «Это связано с проектом модернизации производства. При поддержке регионального Фонда развития промышленности мы полностью автоматизировали конструкторский и раскройный участки производства, а также обновили почти 50% швейного оборудования»,— рассказывает Дарья Воробьева.

По словам исполнительного директора Фабрики здоровья «Бизорюк» (ООО «Солнце», производитель уходовой косметики) Кирилла Хромых, конкуренция на бьюти-рынке в Краснодарском крае высокая. «С зарубежными брендами мы не сильно соперничали, так как развивались в разных нишах. А вот после их ухода появилось и продолжает появляться много новых российских производителей, которые обострили конкуренцию на рынке. Тяжелее всего конкурировать с косметикой из масс-маркета, так как в данном сегменте низкие цены. С такими ценами делать натуральную косметику тяжело, а большинство покупателей в нашей стране ориентируется в первую очередь на стоимость товара»,— рассказывает господин Хромых. Тем не менее, по его словам, в 2024 году компания отмечает прирост прибыли в 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выручка с офлайн-продаж составила 511 млн руб.

Опасения и потенциал

Главным сдерживающим развитие рынка фактором участники рынка называют дефицит кадров. «Ситуацию усугубляет массовое желание стать самозанятыми и работать дома. Швеи объясняют преимущества работы в домашних условиях тем, что они зарабатывают столько же, но при этом не тратят время на дорогу. Решением кадрового вопроса озадачены все: предприниматели, профильные министерства и лично губернатор»,— рассказывает Ольга Косец.

Другой проблемой легпрома, в частности производства одежды, эксперт называет зависимость от курса валют: сырье швейные фабрики закупают в основном в Китае и Турции. «Стоимость сырья выросла не только в связи с повышением курса доллара, но и из-за сложностей с логистикой и системой оплаты за импортные товары. Поставщики зачастую срывают сроки и покрывают риски повышением цен»,— констатирует эксперт.

Кирилл Хромых отмечает, что в Краснодарском крае развитию производства косметики способствует наличие местных производителей сырья, ингредиентов и тары. «Благодаря климатическому и природному богатству региона производителям доступны природные компоненты для производства уходовых средств. Росту бьюти-рынка способствует и хорошая розничная покупательная способность, уровень которой повышается в летний сезон за счет приезда в регион туристов»,— говорит исполнительный директор компании.

По мнению Дарьи Воробьевой, уровень качества продукции легкой промышленности в Краснодарском крае невысокий, как и доля в общем ВВП края. «Но потенциал для развития очень и очень хороший. Многовато, конечно, серых и полусерых швейных цехов, появившихся в период моратория на проверки. Но есть достойные коллеги, на которых хочется равняться и которые локомотивами тянут отрасль вперед»,— резюмирует производитель.

Маргарита Синкевич

Вся лента