Горничные выходят на старт
Предприятия курортного комплекса Краснодарского края внедряют бережливое производство в рамках нацпроекта
Два кубанских предприятия из отрасли гостеприимства: «Сочи Парк Отель» и санаторий «Заполярье» — приступили к реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда». Ранее господдержку по этой госпрограмме получали только предприятия реального несырьевого сектора экономики, но с этого года такую возможность получили и организации санаторно-курортного комплекса. Вместе с тем многие другие компании отрасли по критериям или по другим причинам не смогли вступить в нацпроект. Для них краевые власти создали аналогичную программу, реализуемую на региональном уровне. Как курортном бизнесу помогают осваивать новые методики и внедрять элементы бережливого производства в рамках госпрограмм — в этом материале.
Нацпроект «Производительность труда» задуман как одна из мер господдержки бизнеса, которая позволяет увеличивать объемы выпускаемой продукции и сокращать производственные издержки. Задача программы — обеспечить рост производительности труда в стране на 5%. На Кубани реализация нацпроекта началась в 2018 году. К сегодняшнему дню его участниками являются 316 кубанских предприятий.
Они получают и такие меры поддержки, как бесплатное обучение руководителей предприятий, льготные займы от Фонда развития промышленности и другие. Адресную поддержку оказывает Региональный центр компетенций (РЦК), специалисты которого обеспечивают передачу опыта, знаний и навыков.
Изначально участниками нацпроекта являлись региональные предприятия базовых несырьевых отраслей экономики: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля. Выручка компании должна быть от 400 млн в год, при этом доля иностранного капитала не должна превышать 50%. С 2024 года присоединиться к национальному проекту также могут организации туристической индустрии с выручкой от 180 млн рублей в год.
Убрать за 60 секунд
Сочинский гостиничный комплекс «Сочи Парк Отель», расположенный на территории 26 га, включает в себя 12 корпусов с 2880 номерами. Предприятие внедряет инновационные методы для оптимизации работы службы сервиса с весны этого года. В первую очередь здесь решили оптимизировать сервис выездной уборки, для чего потребовалось по-новому подойти к работе всей хозяйственной службы.
«У нас действительно большая территория с множеством корпусов, и каждый из них имеет свои особенности. Складские помещения расположены в разных местах и часто оснащены по-разному. Новым сотрудникам, особенно горничным, приходилось тратить значительное время и энергию на изучение особенностей каждого здания при перемещении из одного корпуса в другой. Это приводило к путанице и задержкам, что особенно критично при 100-процентной загрузке отеля, когда каждый человек на счету. На текущий момент гостиничный комплекс проделал значительную работу по улучшению своих операционных процессов. Проведенное картирование процессов и мониторинг работы персонала позволили выявить ключевые области, где происходили потери времени и нерациональные трудозатраты»,— отмечает руководитель службы по качеству сервиса комплекса Роман Салаватович.
Одним из шагов на пути оптимизации он называет стандартизирование помещений. «Это означает, что, например, складские помещения будут располагаться в схожих местах и иметь одинаковое оснащение. Такой подход значительно упрощает работу горничных, так как им не приходится тратить время на поиск необходимых предметов и инструментов, и они могут быстро и эффективно выполнять свои обязанности. Также была проведена оптимизация логистики передвижения горничных. Это сократило время обслуживания и трудозатраты, персонал уже отметил, что работать стало проще. Хотя финансовые результаты этих изменений станут очевидны позже, уже сейчас заметны положительные изменения в скорости и удобстве обслуживания»,— отмечает Роман Салаватович.
Нововведения коснулись не только хозяйственной службы, но и смежных структур, в первую очередь службы приема и размещения. Повышая качество сервиса, комплекс минимизировал очереди на стойке регистрации и получил возможность более эффективно управлять процессом заселения, предоставляя возможность раннего заселения гостям. Предприятие находится на финальной стадии создания эталонного участка. После тестирования и получения позитивных результатов данный опыт будет применен ко всему гостиничному комплексу.
Санаторий начинается с постели
Второй участник нацпроекта от отрасли гостеприимства — сочинский санаторий «Заполярье». Руководитель проекта «Бережливое управление» Дмитрий Волошин рассказывает, что в первую очередь в рамках участия в программе менеджмент предприятия решил заняться оптимизацией оборота текстильных изделий: постельного белья, махровых изделий, униформы, халатов и пр.
«Это не такое материало- и капиталоемкое направление, но мы решили начать именно с него, потому что оно охватывает практически все службы: номерного фонда, медицины, общественного питания, спортивно-оздоровительного комплекса. Потом отработанные методики можно будет распространить дальше внутри всех подразделений»,— поясняет он.
Дмитрий Волошин отмечает, что проблемы при обороте текстильных изделий внутри санатория были связаны с неоптимальной логистикой их развозки и сбора, потерями в работе прачечной. Однако после анализа проблемных моментов со специалистами РЦК были приняты решения о закупке новых удобных тележек, внедрении удобной перфорированной упаковки для белья и оптимизации маршрутов сбора и доставки. Также планируется разработка и внедрение стандартов сортировки белья, загрузки-выгрузки стиральных машин.
«Эффект здесь собирается по крупицам. Дальше мы планируем заняться оптимизацией работы других направлений. Также серьезный эффект дало обучение руководящего состава, с которым были проработаны вопросы выявления производственных потерь, эффективной организации рабочих мест. В принципе это обучение подтолкнуло нас к тому, чтобы активировать наши собственные прежние наработки по повышению производительности труда. В итоге мы вдохнули новую жизнь в наш корпоративный конкурс новаторских идей»,— добавляет он.
Внимание, ведро припарковано
Как пояснили в минэкономики Кубани, немногие предприятия санаторно-курортного комплекса отвечают условиям участия в федеральном нацпроекте. В частности, они не подходят под требование о минимальной выручке предприятия в 180 млн руб. в год. Тем не менее потребность во внедрении новых методик работы существует и у них. Кроме того, власти края еще до включения санаторно-курортного направления в нацпроект, понимая потребность во внедрении методик повышения производительности труда, запустили региональную программу «Бережливый регион», которая решает аналогичные задачи. Одним из ее участников стал отель в Абрау-Дюрсо Abrau Light Resort&SPA.
«Цель была не в том, чтобы горничная убирала за день больше номеров, а чтобы она меньше уставала, а для этого надо, чтобы она делала меньше лишних движений, меньше напрасных переходов»,— рассказывает генеральный менеджер отеля Игорь Кислов.
«Классический пример. Ранее мы хранили тапочки, зубные и косметические наборы и прочие расходники в помещениях горничных в картонных коробках производителей. В эти коробки было неудобно заглядывать, и иногда так получалось, что горничные не замечали, когда расходники заканчивались, и за ними приходилось бежать на основной склад. В итоге 10–15 минут терялось. Нам специалисты РЦК посоветовали закупить прозрачные пластиковые боксы, подписать их и разместить в одном и том же порядке на каждом этаже. Теперь горничным достаточно просто бросить взгляд на контейнер, чтобы понять, необходимо ли его оперативно пополнить»,— говорит он.
Кроме того, было решено закрепить за каждым складским помещением ответственную горничную, которая теперь следит за тем, чтобы там всегда были расходники в необходимом количестве. «Также мы оптимизировали наполнение тележки горничной. Поставили ей под руку те элементы, которыми она пользуется чаще, в итоге она теперь делает меньше наклонов и меньше устает. Помимо этого, мы сделали парковочные места для этих тележек, ведер, просто наклеив на полы сигнальные ленты, и сейчас наши горничные могут найти свой инвентарь в буквальном смысле с закрытыми глазами»,— добавляет он.
Результатом внедрения всех этих, казалось бы, простых элементов стало сокращение времени уборки номера с 45–50 мин. до 35–40 мин. «Особенно в летнее время, когда гостей много, важны и качество и скорость. А нашим сотрудникам нужны силы, чтобы оперативно реагировать на новые заявки. В конечном итоге все эти меры позволили нам досрочно заселять гостей, которые прибывают ранее положенного времени. Это все оценивается клиентами позитивно, и отель получает хорошие отзывы»,— резюмирует Игорь Кислов.
Официальное сообщение Департамента информационной политики Краснодарского края