Sotheby's закрывает юрлицо

ООО «Сотбис» уже съехала из офиса в Романовом переулке

Аукционный дом Sotheby's ликвидирует бизнес в России. Запись о принятом решении появилась в реестре юрлиц 25 сентября, на это обратил внимание «Интерфакс». “Ъ FM” в ООО «Сотбис» рассказали, что компания уже съехала из офиса в Романовом переулке. Ожидаемую дату ликвидации юридического лица там не назвали. Местное подразделение Sotheby's не проводило в России торгов, а занималось организацией предаукционных показов: за понравившийся лот коллекционеры впоследствии могли соревноваться на торгах в Нью-Йорке, Лондоне или Гонконге.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

На фоне санкций с 2014-го по 2021-й годы штат ООО «Сотбис» сократился с пяти человек до трех. А в 2022-м деятельность американского аукционного дома в стране фактически прекратилась, рассказала “Ъ FM” эксперт арт-рынка Ирина Степанова, которая была гендиректором «Сотбис» с 2016-го по 2024-й: «В Москву привозили все рекордные лоты и топовые позиции торгов импрессионистов, старых мастеров, в основном, конечно, предметы Фаберже, иконы в драгоценных окладах.

Наше открытие в 2007 году ознаменовалось покупкой через Sotheby's коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Это было очень громкое событие. Была выставка коллекции украшений Джины Лоллобриджиды в Ritz-Carlton на Тверской. Тиара с изумрудами была продана больше чем за $1 млн и тоже ушла в русскую коллекцию. Помогали привезти вещи, пройти таможню. В пандемию аукционы стали проходить онлайн. Торги проводились в Нью-Йорке или в Лондоне, но транслировались по всему миру. С финансовой точки зрения это были успешные годы.

Мы успели провести одну выставку в 2021-м. Последние два года практически все российские коллекционеры были отрезаны от западного арт-рынка. Стало невероятно сложно оплачивать лоты. Мы частично перенесли нашу деятельность в Дубай, работали с российскими коллекционерами, насколько позволял формат. В Дубае тоже есть представительство. Рынок очень сильный и, несмотря на изоляцию, активный, особенно в части современного искусства.

Но хочется, чтобы, как и на Западе, российские аукционы контролировались государством и законодательно. Часто цены, на мой взгляд, завышены, а роль аукционов — служить индикаторами арт-рынка».

Европейский и американский арт-рынок остается недоступен даже для тех российских коллекционеров, которые обзавелись паспортами западных государств, отмечает арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич: «Наши дома обычно сегментированы. Кто-то занимается только бумагой — графикой или книгами. Кто-то — монетами и медалями. А Sotheby's, как все киты аукционного бизнеса, — дом мультивидовый. Занимается он всем подряд — от недвижимости, вина, автомобилей до антиквариата и современного искусства.

У нас так не бывает. Это российская специфика, и рынок наш сравнительно молод, хотя ему уже 30 лет. Но за это время не сформировалось таких вот гигантов. Они появлялись, но исчезали. Бывают какие-то рекорды, но в сравнении с мировыми показателями мы, конечно, не успеваем. Самые дорогие покупки в России — это несколько десятков миллионов рублей. А восточное искусство пока не стало у нас популярным и востребованным. Может быть, когда-нибудь станет. Китайцы и индийцы сейчас очень хорошо растут, как и Индостан, и Передняя Азия.

На Западе, естественно, ограничение довольно значительно. Но если существовать в рамках западного законодательства, являться резидентом, например, и не иметь связей с российским государством, то можно участвовать в аукционах. Другое дело, что это рынок эмоционально окрашенный, то есть обычно покупают, когда хочется, когда есть не только деньги, но и желание. Сейчас, мне кажется, желания покупать нет из-за опасений, что эти вещи могут отобрать в пользу какого-нибудь государства».

В июне на торгах одного из российских аукционных домов за 85 млн руб. была продана картина «Девушка в сосновом бору» Ивана Шишкина. СМИ писали о сделке как о рекорде для внутреннего рынка.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова

Вся лента