Sotheby's закрывает юрлицо

ООО «Сотбис» уже съехала из офиса в Романовом переулке

Аукционный дом Sotheby's ликвидирует бизнес в России. Запись о принятом решении появилась в реестре юрлиц 25 сентября, на это обратил внимание «Интерфакс». “Ъ FM” в ООО «Сотбис» рассказали, что компания уже съехала из офиса в Романовом переулке. Ожидаемую дату ликвидации юридического лица там не назвали. Местное подразделение Sotheby's не проводило в России торгов, а занималось организацией предаукционных показов: за понравившийся лот коллекционеры впоследствии могли соревноваться на торгах в Нью-Йорке, Лондоне или Гонконге.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

На фоне санкций с 2014-го по 2021-й годы штат ООО «Сотбис» сократился с пяти человек до трех. А в 2022-м деятельность американского аукционного дома в стране фактически прекратилась, рассказала “Ъ FM” эксперт арт-рынка Ирина Степанова, которая была гендиректором «Сотбис» с 2016-го по 2024-й: «На протяжении почти 20 лет мы показывали в Москве топ-лоты торгов Русского искусства, импрессионистов, старых мастеров и предметы Фаберже, иконы в драгоценных окладах. Наше открытие в 2007-м ознаменовалось продажей через Sotheby’s выдающейся коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Это было очень громкое событие. Выставки коллекций украшений Джины Лоллобриджиды, Уоллис Симпсон и Эдварда VIII и многие другие способствовали развитию коллеционирования в России.

В пандемию COVID-19 аукционы перешли в онлайн-формат. Торги проводились в Нью-Йорке или в Лондоне и транслировались по всему миру. С финансовой точки зрения это были успешные годы. Последнюю выставку мы провели в 2021-м. Последние два года российские коллекционеры были отрезаны от западных аукционов. Стало невероятно сложно оплачивать и привозить лоты, поэтому наша деятельность в России свелась к минимуму. Но я вижу позитивные тенденции в развитии аукционов в России, только хотелось бы, чтобы как и на Западе, российские аукционы контролировались законодательно и служили индикаторами арт-рынка».

Европейский и американский арт-рынок остается недоступен даже для тех российских коллекционеров, которые обзавелись паспортами западных государств, отмечает арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич: «Наши дома обычно сегментированы. Кто-то занимается только бумагой — графикой или книгами. Кто-то — монетами и медалями. А Sotheby's, как все киты аукционного бизнеса, — дом мультивидовый. Занимается он всем подряд — от недвижимости, вина, автомобилей до антиквариата и современного искусства.

У нас так не бывает. Это российская специфика, и рынок наш сравнительно молод, хотя ему уже 30 лет. Но за это время не сформировалось таких вот гигантов. Они появлялись, но исчезали. Бывают какие-то рекорды, но в сравнении с мировыми показателями мы, конечно, не успеваем. Самые дорогие покупки в России — это несколько десятков миллионов рублей. А восточное искусство пока не стало у нас популярным и востребованным. Может быть, когда-нибудь станет. Китайцы и индийцы сейчас очень хорошо растут, как и Индостан, и Передняя Азия.

На Западе, естественно, ограничение довольно значительно. Но если существовать в рамках западного законодательства, являться резидентом, например, и не иметь связей с российским государством, то можно участвовать в аукционах. Другое дело, что это рынок эмоционально окрашенный, то есть обычно покупают, когда хочется, когда есть не только деньги, но и желание. Сейчас, мне кажется, желания покупать нет из-за опасений, что эти вещи могут отобрать в пользу какого-нибудь государства».

В июне на торгах одного из российских аукционных домов за 85 млн руб. была продана картина «Девушка в сосновом бору» Ивана Шишкина. СМИ писали о сделке как о рекорде для внутреннего рынка.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова

Вся лента