По правилам, но без обязательств
Минэкономики представило свою версию законопроекта о цифровых платформах
Минэкономики при участии Минпромторга и Минцифры по поручению аппарата Белого дома разработало законопроект «О платформенной экономике» — чтобы прекратить постоянные конфликты и защитить права работников, потребителей и партнеров в этой сфере, он регламентирует отношения всех ее участников между собой и обмен платформ данными с ФНС. В частности, однако, операторам цифровых платформ разрешат работать с исполнителями заказов по гражданско-правовым договорам, де-факто легализовав существующую практику, что может вызвать несогласие Минтруда, так как не обеспечивает уплаты страховых взносов и социальных гарантий для этой категории занятых.
Взаимоотношения, которые возникают между платформами и исполнителями заказов, которые через них идут, предложено признать гражданско-правовыми, а не трудовыми, следует из законопроекта «О платформенной экономике», который разработало Минэкономики (есть у “Ъ”). Ведомство разослало его на межведомственное согласование 17 сентября, министерства должны были представить свою позицию до 25 сентября.
Сам по себе законопроект — реализация поручения вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Целью документа, как поясняют в аппарате чиновника, было введение единых правил игры в этой сфере. Внимание к ней, напомним, регулярно приковывают конфликты, возникающие в многосторонних отношениях платформ, исполнителей, курьеров, пунктов выдачи заказов и т. п.
«Государству важно обеспечить защиту прав потребителей, справедливую конкуренцию и предотвратить мошенничество»,— говорит собеседник “Ъ” в секретариате чиновника.
Новое регулирование будет распространяться на все цифровые платформы, при этом отдельно затронет так называемые посреднические ЦП, которые организуют многостороннее взаимодействие участников рынка, размещают предложения о продаже товаров и предоставлении услуг, дают возможность заключения сделок и расчетов на самой платформе и получают основной доход от сделок и услуг. Это «маркетплейсы (например, Wildberries, Ozon), заказ еды и такси (например, сервисы "Яндекса"), подбор исполнителей услуг (например, Skyeng), бронирование туристических услуг (например, "Яндекс Путешествия", Ostrovok)», говорит собеседник “Ъ”.
Проект подготовлен совместно с ЦСР, Минпромторгом и Минцифры. Он вводит единую терминологию (ПВЗ, «партнер—продавец», «партнер—исполнитель услуг», «оператор платформы» и т. д.) и правила их взаимодействия — так, платформы должны будут раскрывать обязательные условия в договоре (виды санкций, основания и порядок их применения, а также порядок обжалования решений платформы). Сейчас цифровые платформы часто меняют условия договора и не уведомляют об этом продавцов: только за пять месяцев 2024 года Wildberries изменил договоры с продавцами 12 раз, OZON — 13 раз за аналогичный период, отмечает собеседник “Ъ”. Также «платформы взимают штрафы и блокируют участников без оснований и уведомлений», и в правительстве намерены обязать их к цифровому внесудебному разрешению споров.
Законопроект требует введения правил и для взаимодействия платформ с покупателями и заказчиками — включая обязательства платформ перед пользователями — по защите прав потребителей и гарантиям качества услуг и товаров.
Также предлагается обязать ЦП вести и обязательный информобмен с ФНС — ради прекращения «недобросовестного использования специального налогового режима для самозанятых при перепродаже товаров».
Еще одна область деятельности платформ, которую законопроект будет регулировать, касается взаимоотношений с исполнителями. Этому в текущей версии документа посвящена третья глава — «Особенности деятельности партнеров-исполнителей, лично оказывающих услуги на посреднических цифровых платформах». Минэкономики предлагает признать эти отношения гражданско-правовыми, правда, с рядом оговорок. Как указано в проекте документа, предоставление исполнителю доступа к различным социальным гарантиям, например платным страховым пакетам, является правом, а не обязанностью оператора платформы. В то же время оператор обязан предоставить исполнителю, который готов участвовать в системе добровольного социального страхования, материальные и нематериальные преференции. Кроме того, последнему вменяется в обязанность контролировать число рабочих часов исполнителей, условия их работы, если речь идет о вредном и опасном производстве, и максимальный объем нагрузок при перемещении тяжестей.
Ранее, напомним, власти дискутировали по вопросу о страховых взносах и социальных гарантиях «платформенных» работников — и декларируемая проектом их «добровольность» может осложнить его судьбу. По крайней мере, на правительственном часе в Совфеде 25 сентября (в последний день согласования проекта) глава Минэкономики Максим Решетников, рассказывая об обсуждении инициативы с Минтрудом, остановился на осторожной формулировке «считаем, что с ними тоже нашли компромисс».
Между наймом и подрядом
Предложенный Минэкономики подход вызвал неоднозначную оценку бизнеса и профсоюзов. «Если платформа выступает в качестве площадки, где человек размещает объявление о своих услугах, то их взаимоотношения являются гражданско-правовыми. А если платформа регулирует его доход, например, определяет цену его услуг, то, конечно же, это трудовые отношения»,— отмечает замглавы Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков.
«Концептуально мы поддерживаем законопроект,— отмечает гендиректор шеринг-сервиса Lindaily, Николай Стотыка.— Однако в текущей версии недостаточное внимание уделяется охране труда исполнителей, сотрудничающих с цифровыми платформами. Важно закрепить в документе обязанность обеспечивать исполнителей средствами индивидуальной защиты. Это необходимо для предотвращения воздействия вредных условий труда — например, при выполнении заказов на холоде. Также важно предусмотреть обязанность цифровых платформ проводить регулярный ремонт и обслуживание одежды и инвентаря исполнителей. Похожая инициатива уже реализована в Москве. Сегодня цифровые платформы только выдают форму и инвентарь, а за его состоянием следит сам исполнитель. При этом у исполнителей зачастую нет возможности его обслуживать».
Раздел об отношениях между платформами и партнерами-исполнителями требует особого обсуждения с отраслью, считает председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов. «При этом уже есть законопроект именно о платформенной занятости с учетом мнений заинтересованных сторон. Он заслуживает отдельного ускоренного рассмотрения, а в дальнейшем может использоваться при проработке более широких и комплексных планов, в том числе стать законом-спутником к будущему проекту Минэкономики»,— заявил он “Ъ”.
Как напомнил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, депутаты сейчас действительно работают над таким законопроектом — он изначально задумывался как закон-спутник к обновленному в 2022 году закону «О занятости». «Осенью мы предложим общественности финальные формулировки, но уже сейчас очевидно, что взаимоотношения между платформой и исполнителями требуют специального регулирования»,— отметил он.
Заказ — не трудовой договор
Согласно проекту, предлагаемый партнеру-исполнителю к исполнению заказ должен быть направлен на выполнение конкретной работы и не предусматривает наличия у него режима работы и правил внутреннего трудового распорядка оператора, а исполнитель волен выбирать, соглашаться ему на эту работу или нет. Оператор платформы или пользователь-заказчик не может привлекать партнера-исполнителя к выполнению дополнительных работ, не указанных в заказе, и не может продлить определенное в заказе время их выполнения. Вознаграждение партнеру-исполнителю должно перечисляться оператором платформы за счет пользователя-заказчика за каждую выполненную работу.
Помимо этого, у оператора должны быть предусмотрены ограничения на систематическое и продолжительное выполнение работ (оказание услуг) партнером-исполнителем для одного и того же пользователя-заказчика. Кроме того, операторы должны предусмотреть проверку исполнителей на предмет работы по трудовому договору у конкретного заказчика в прошлом, чтобы избежать вывода рабочей силы за штат предприятия для ее дальнейшего найма в качестве самозанятых.