Поколения уживаются в офисе

Какие подходы использует бизнес при работе с молодыми сотрудниками

Зумеры не хотят сидеть на работе после 18.00, а миллениалов это не устраивает: конфликт поколений заставляет бизнес менять структуру управления, рассказали “Ъ FM” рекрутеры. Чтобы удержать молодежь, компании стали чаще внедрять гибкие графики, вводить институт наставничества и перекладывать часть обязанностей на более опытных сотрудников. Те, в свою очередь, недовольны капризами более юных коллег. Как мотивируют мультипоколенческие команды? И что бизнес думает о требованиях зумеров? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Марина Мамонтова, Коммерсантъ

Конфликт поколений в офисе — не новость, но сейчас на фоне дефицита кадров проблема ощущается острее. Четверть рабочей силы в России составляют сотрудники 50+, подсчитывали в Высшей школе экономики. Доля молодых находится на минимуме за всю историю наблюдений, а их Росстат ведет с 2006 года. Различия проявляются в самых бытовых вещах, поделилась управляющий партнер инвестгруппы Sesegar Ирина Жарова-Райт: «Такие сотрудники часто говорят: "Не звоните, не пишите", то есть максимально уходят в такую параллельную жизнь. Для меня это достаточно сложно. Я люблю очные совещания, а связанная с маркетингом группа, которую составляет молодежь до 35 лет, предпочитает Zoom-встречи. Но мне как руководителю хочется смотреть в глаза коллегам, к сожалению, на экране все это выглядит по-другому».

В штате большинства компаний работают представители четырех поколений. Управляют, как правило, беби-бумеры, те, кто родился до 1964 года. «X» — люди старше 40 лет — чаще занимают руководящие должности. Костяк за миллениалами, и именно они чаще конфликтуют с зумерами. Характеристику каждой категории дал владелец компании Mr.Doors Максим Валецкий: «Мой CEO, он, как любой "X", перфекционист. Требование "сделай то, не знаю что" для него — ненормальная коммуникация, ему нужно четкое понимание задач.

Миллениалы всегда на позитиве, и их бесполезно ругать. Если их критиковать, они уходят в депрессию и уезжают на Бали. Зумерам нужно создавать безопасную атмосферу, с этим ничего нельзя сделать. На самом деле, проблема в этом есть, потому что, когда кончатся беби-бумеры и "X", работать станет тяжело».

Зумеры — это поколение, на которое чаще всего жалуются: завышенные зарплатные ожидания, работа строго по графику, если что-то не так — сразу увольняются. Но у бизнеса сейчас острая нехватка кадров, поэтому приходится подстраиваться, заметила управляющий партнер агентства «Визави Консалт» Ольга Петрова: «Для них действительно работа заканчивается в шесть часов вечера, а дальше начинается жизнь. Когда к нам пришла молодежь, и такие сотрудники стали брать больничный, для меня это стало шоком, потому что мы не болеем. Мы болеем, если мы трупы. Когда часть компаний стали возвращать людей в офис, они стали играть с социальными вещами, например, полной медстраховкой, в том числе для членов семей. Но такие условия действовали, если сотрудник пять дней работал в офисе. Если кто-то выбирал гибридный формат работы, то страховка покрывала 75%».

Эффект от такой синергии есть. Среди беби-бумеров много сильных администраторов, креатив чаще отдают миллениалам. Зумеры отличаются адаптивностью, а еще возможностью взглянуть на вещи по-новому. У них больше смелости, говорят рекрутеры. Хотя, возможно, дело не в разнице поколений, рассуждает гендиректор компании Finn Flare Ксения Рясова: «У нас в маркетинге, наверное, средний возраст сотрудников 25 лет, при этом моему заместителю под 50. Это просто заряженные, энергичные, ответственные сотрудники. Не могу сказать, что вопрос в поколении.

Скорее, дело в том, что есть карьеристы, а есть неамбициозные люди. Просто надо искать тех, кто тебе подходит, но это сейчас сложно, потому что кадров в принципе мало».

Так что смешанные команды — не прихоть, а необходимость. И пока у зумеров больше преференций, общение между ними чаще происходит онлайн. Здесь будет нелишним начать их учить язык. «Кейсы», «хайп» и «рэдфлаги» все уже знают. Сейчас важно, чтобы руководитель не был «тюбиком».


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента