Как построить строительные отходы
Директор компании «СитиЛюкс» Андрей Товт — о борьбе с незаконными свалками
Компания «СитиЛюкс» давно работает на региональном рынке вывоза мусора. Кроме того, она специализируется на ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в Нижегородской области, получила в этом деле большой опыт. Директор компании Андрей Товт поделился, как можно противодействовать образованию несанкционированных свалок, значительную часть которых составляют строительные отходы.
— Андрей Юрьевич, как вы оцениваете ситуацию с незаконными свалками строительных отходов, кем они образуются?
— Я далек от мысли, что в этом замешаны крупные строительные организации. У нас с ними много договоров с застройщиками, которые предварительно расчищают площадки, демонтируя старые дома. Как правило, они работают прозрачно и вывозят лом на полигоны. В основном незаконные свалки, которые мы ликвидируем, образуются из-за разборки сараев, каких-то работ на дачах, после ремонта в частных домах и квартирах.
«Авито» и другие сайты объявлений забиты объявлениями частных лиц и мелких бригад по вывозу мусора, у которых нет ни лицензий, ни договоров с полигонами.
Есть только грузовик и ближайший овраг, куда они привозят и сваливают строительные отходы. А далее загаженное место становится магнитом для других — туда начинают везти мусор постоянно.
Так очередная свалка строительных отходов в Нижнем Новгороде образовалась на пустыре между Московским шоссе и улицей Федосеенко. Видно, что власти пытаются с ней бороться, перекапывают проезды. Но, там где накатанные заезды еще остались, куда ни сверни, везде есть новые кучи. Проблема с несанкционированными свалками в регионе стоит довольно остро. Где-то мы ликвидируем помойку, а через некоторое время она возникает вновь — то есть люди уже привыкли безнаказанно мусор валить в одно и то же место.
— На ваш взгляд, есть какие-то способы этому противодействовать?
— Когда я работал заместителем директора домоуправляющей компании Советского района, при мэре Вадиме Булавинове хотели создать экологическую полицию. Предполагалось, что она будет пресекать экологические правонарушения и преступления в Нижнем Новгороде. Патрулировать территорию, выявляя незаконные свалки, разыскивать и наказывать виновников.
На мой взгляд, это была здравая идея, хоть она и требовалось предварительно отрегулировать законодательство. Кроме того, городу пришлось бы содержать штат экологических полицейских, возникли возражения по поводу финансовых затрат. Я уверен, что частично они бы себя окупали за счет налагаемых штрафов. Тем более сейчас, когда государство тратит на ликвидацию свалок огромные деньги, которые можно было бы с умом потратить на экологическую полицию и не допустить незаконный вывоз строительных отходов и организацию несанкционированных свалок. А это хорошо организованная теневая деятельность, дешевизна и доступность услуг участников которой диктует спрос на нее у потенциальных потребителей.
У них даже свои рабочие чаты есть: где и кому какая техника нужна. Вывоз строительного мусора после ремонтов включается в договор с клиентом — но куда они на самом деле его вывозят, заказчик не знает. Они сами же предлагают гражданам: если вам нужен талон-подтверждение от полигона, услуга будет стоить 10 тыс. руб., а если не нужен — то 5 тыс., вдвое дешевле.
— Если с экологической полицией в Нижнем Новгороде не получилось, что тогда предпринимать в текущих условиях?
— Остается повышать контроль и ужесточать экономические санкции за нарушения. Сейчас, если водитель грузовика пойман с поличным — зафиксировали номер машины, с помощью полиции установили данные и адрес ее владельца — штраф на физлицо составляет всего 500 руб. Он вынул их из кармана и заплатил, ибо легальный вывоз отходов на полигон стоит гораздо дороже штрафа. И это еще в том случае, если нарушитель вообще явился по вывозу в административно-техническую инспекцию для составления административного протокола. Многие и АТИ игнорируют — это же не прокуратура, что она с ними сделает?
Поэтому с одной стороны надо кратно, в разы, повышать штрафы.
Если перевозчик, привыкший валить строительные отходы в лес, будет понимать, что его материальная ответственность в случае поимки превысит доход от его незаконной деятельности, то сильно задумается — надо ли этим заниматься. С другой стороны, необходимо вести активную работу с обществом. Разъяснять жителям, которые являются мусорообразователями, что кроме договора на вывоз, должно быть и подтверждение от полигона. И нужно заключать договоры с лицензированными организациями, чтобы быть уверенными в том, что их отходы не сгрузят в ближайшей лесополосе, а отвезут на полигон. Да, это стоит дороже, но зато все будут спокойны, а совесть останется чистой. Человек должен понимать, что он также несет ответственность за то, где оказался его мусор.
— Кстати, в Канавинском районе выявили подрядчика, который по муниципальному заказу сносил старые дома, экономил и вывозил отходы куда придется, только не на полигоны. До уголовного дела дошло...
— Мы тоже разбирались с этой историей, так как этот подрядчик и к нам обращался за транспортными услугами. У него были поддельные талоны от полигона «ОРБ-Нижний», которыми он прикрывался. Мы связались с коллегами, они нам говорят: «Нет, таких талонов у нас на полигоне не было». Надо понимать, что у полигонов и работающих с ними транспортных компаний строгая система контроля и отчетности по приему отходов. Талон состоит из трех частей. Одна часть остается и погашается на полигоне, вторая с отметкой остается у исполнителя услуги по вывозу, а третья передается заказчику.
Но некоторые махинаторы прикрываются своими талонами перед другими заказчиками. То есть повторно используют уже погашенные талоны в следующих контрактах, или какие-то копии делают. Здесь внимательность должны проявлять в первую очередь сами муниципальные заказчики, проверяя отчетность и треки (отслеживаемые по gps-трекерам маршруты движения мусоровозов). Если на тендере кто-то снижает стартовую цену демонтажа старых домов чуть ли не вдвое — уже повод задуматься, куда он потом денет строительные отходы, так как их вывоз на полигоны становится убыточным. Насколько я знаю, после этой истории в Нижнем Новгороде стали лучше контролировать исполнение таких контрактов.
— То есть ситуация все же медленно меняется к лучшему?
— Нас сама жизнь заставит меняться. Хотя все новое люди сначала часто воспринимают в штыки. Что бы ни говорили, на мой взгляд, реформа системы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и внедрение института региональных операторов показали свою состоятельность. На ТКО в течение пяти лет систему отработали. Теперь есть предложения, чтобы аналогичный подход с регоператорами применить и к строительным отходам: обязать юрлиц заключать договоры на его вывоз и утилизацию с лицензированными организациями. Конечно, это не быстрый процесс и нужно учитывать интересы всех сторон. Кстати, в июне заксобрание Нижегородской области также обращалось в федеральное правительство с просьбой разработать порядок обращения с отходами, оставшимися после строительства и сноса объектов. Работа в этом направлении идет.
Безусловно, надо повышать и процент вторичной переработки отходов, в том числе строительных. Пока у нас нет специализированных компаний, которые целенаправленно бы ими занимались: для этого нужно отдельно сортировать старые доски, кирпич, бетон, бой стекла и так далее. Это серьезная кропотливая работа. Мы хотели посотрудничать в этом плане с одной организацией, которая делала топливные брикеты из опилок, однако у нее оказались очень высокие требования к сырью: чтобы оно было чистое, из определенных пород древесины. Но думаю, какие-то новые решения в сфере переработки строительных отходов в дальнейшем обязательно найдутся.
ООО «Ситилюкс»
Реклама