Бойцам доплатят за отказ от боя
UFC пытается откупиться от бывших спортcменов
В затяжной тяжбе, в ходе которой бывшие бойцы UFC, наиболее крупного и влиятельного промоушена индустрии смешанных единоборств (MMA), требуют от организации многомиллионной компенсации, случилась важная подвижка. Стороны спора согласовали вариант досудебного урегулирования, согласно которому UFC выплатит истцам $375 млн. Договоренность еще должен утвердить ведущий дело судья Лас-Вегаса Ричард Булвейр. В августе этого года он уже отверг предыдущий вариант соглашения — на $335 млн, посчитав размеры выплат недостаточными. Не исключено, что добавку всего в 11% от первоначальной суммы судья снова сочтет неудовлетворительной. Если сделка не будет утверждена судом, то уже в феврале 2025 года начнется рассмотрение спора по существу. В худшем случае он может закончиться для UFC потерей почти $5 млрд.
Крупнейший и наиболее влиятельный промоушен в индустрии MMA — UFC — предпринял очередную попытку не допустить рассмотрения по существу громкого иска, поданного бывшими бойцами структуры. Как сообщило издание ESPN, юристы сторон договорились об урегулировании спора. Истцы готовы отказаться от претензий в обмен на выплату $375 млн. Обычно это означает, что в тяжбе можно ставить точку. Но это не тот случай. По сути, все теперь зависит от позиции судьи Лас-Вегаса Ричарда Булвейра, в производстве которого находится дело. Ранее он уже показал, что не сочувствует позиции ответчика, когда отказался утверждать первый вариант урегулирования, посчитав, что бойцам предложили слишком мало.
Иск был подан еще в 2014 году рядом бывших бойцов UFC, среди которых не самые популярные спортсмены, такие как Чунь Ли (в его послужном списке 9 побед и 3 поражения) и Джон Фитч (28 побед, 8 поражений, 2 ничьи). Заявители обвинили UFC в злоупотреблении доминирующим положением на рынке MMA, нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в установлении режима монопсонии (ситуация на рынке, при которой имеется только один покупатель и множество конкурирующих друг с другом поставщиков товаров или услуг). Заявители утверждали, что UFC занижал размеры вознаграждений бойцам, забирая под свой контроль конкурирующие структуры, в частности Pride и Strikeforce. В условиях снизившейся конкуренции спортсменам приходилось соглашаться на уменьшение заработков. В иске указывалось, что другие крупные спортивные лиги обычно выделяют на поощрение спортсменов около половины доходов. В UFC бойцы получали не более 20%.
Что касается финансовых требований, заявленных истцами, то они варьируются в широком диапазоне — от $811 млн до $1,6 млрд. Однако летом прошлого года судья Булвейр постановил, что иск будет классифицироваться как коллективный, а также согласился с тем, что в деле речь пойдет о нарушении антимонопольного законодательства.
В итоге к иску присоединились около 1,2 тыс. бойцов, работавших на UFC в период с 16 декабря 2010 года по 30 июня 2017 года. Позже отдельной категорией к нему присоединили и спортсменов, работавших на UFC с 2017 года по нынешнее время. Согласно американским законам, потенциальные потерпевшие от, предположительно, незаконных действий UFC не обязаны заявлять о присоединении к иску. Все лица, подпадавшие под критерии суда, автоматически должны были быть включены в число получателей возмещения. Как следствие, потенциальный размер компенсаций, выплата которых грозит UFC, взлетел оценочно до $4,8 млрд. При этом весь бизнес промоушена, как по оценке Forbes, так и по словам главы UFC Дейны Уайта, стоит $12 млрд.
В заявлении TKO Group, материнской компании UFC, отмечается, что новое соглашение об урегулировании предусматривает выплату истцам $375 млн, что на $40 млн больше, чем предлагалось ранее. «Хотя мы и уверены, что и первое соглашение было справедливым, мы полагаем, что новый договор удовлетворит и требования истца, и интересы ответчика и закроет это дело»,— отметили в организации. В TKO Group пояснили также, что досудебное урегулирование касается не всего процесса, а только той его части, что возбуждена по иску Чунь Ли. Часть дела, рассматриваемая по заявлению Джона Фитча, дескать, находится на столь ранней стадии рассмотрения, что и комментировать тут пока нечего. Очевидно, однако, что иски, по сути, идентичны, и принятие некоего решения по одному из них неизбежно повлияет и на исход второго.
Примечательно, что за досудебное соглашение выступают не только представители ответчика, но и адвокаты истцов. Их более чем устраивала и сумма в $335 млн.
Ведущий адвокат истцов Эрик Крамер заявил суду еще в августе, что его клиенты хотели бы получить какие-то деньги сейчас, вместо того чтобы биться за большую сумму в будущем. «Появись они сейчас в моем офисе, я бы сказал им: вы, скорее всего, проиграете и ничего не получите»,— отметил он.
Если бы не судья Булвейр, то дело, очевидно, было бы урегулировано еще летом. Но у него свой взгляд на происходящее. В августе, отвергая договоренность сторон, он объяснил свое решение тем, что, во-первых, посчитал сумму, предложенную UFC, слишком низкой, во-вторых, тем, что, соглашение о досудебном урегулировании де-факто учитывает только интересы бойцов, претензии которых относятся к периоду 2010–2017 годов, и игнорирует требования спортсменов, возникшие в период с 2017 года по настоящее время. Последнее обстоятельство, полагал судья Булвейр, в итоге привело бы к тому, что соглашение в любом случае было бы опротестовано.
В свежем заявлении сторон не поясняется, насколько новое соглашение учитывает интересы бойцов, возникшие с 2017 года. Также непонятно, насколько судью Булвейра впечатлит увеличение размера компенсации всего на 11%. Добавим также, что ранее судья сообщил, что, если стороны не придут к соглашению, которое он сможет утвердить, дело будет рассмотрено по существу. И даже назначил дату начала слушаний — 3 февраля 2025 года.