Слезы от березы

«Ъ» узнал, как разрабатывают вакцину от самой популярной в России аллергии

В начале октября Институт иммунологии ФМБА России приступит к клиническим испытаниям нового препарата против аллергии на пыльцу березы. Это первая в мире вакцина рекомбинантного типа, то есть не содержащая природного аллергена. Директор института Муса Хаитов, замдиректора по науке и инновациям Игорь Шиловский и аллерголог-иммунолог отделения аллергологии и патологии Ольга Елисютина рассказали «Ъ» о новой технологии, которая должна помочь россиянам с самой распространенной в России аллергией. Также ученые объяснили, как на распространение этого заболевания влияют генетика, экологическая обстановка и психологический фон.

Фото: Майя Жинкина, Коммерсантъ

— Вашу вакцину называют первой в мире. В чем ее уникальность? И почему была выбрана именно пыльца березы?

Муса Хаитов: Аллергия на пыльцу березы широко распространена в европейской и центральной частях нашей страны. Причем пыльца этого растения обладает высокой аллергенной активностью и может вызывать симптомы различной степени тяжести: от легкого аллергического ринита до тяжелой бронхиальной астмы и анафилаксии. Так что проблема очень актуальна.

В чем уникальное отличие нашей вакцины — она не содержит природный аллерген.

Существующие лекарственные препараты для АСИТ (аллерген-специфическая иммунотерапия; введение в организм аллергика малых доз именно того аллергена, который явился причинным фактором болезни.— “Ъ”) разработаны на основе экстрактов аллергенов, что нередко приводит к различным нежелательным явлениям. Чтобы их избежать, терапию проводят малыми дозами препаратов. Поэтому для достижения эффекта требуется длительный курс лечения — до 30 подкожных инъекций. Это очень неудобно как для врачей, так и для пациентов.

— А в чем отличие вашей разработки?

Муса Хаитов: Мы кардинально решили вопрос безопасности аллерговакцины. Ее можно будет использовать в более высоких дозах, что увеличивает эффективность терапии. Результаты доклинических исследований продемонстрировали, что трех—пяти инъекций достаточно для защиты от аллергии.

— Расскажите, пожалуйста, простым языком, как сделана ваша вакцина.

Игорь Шиловский: Вакцина создана на основе рекомбинантных (рекомбинация — перераспределение генетического материала путём разрыва и соединения разных молекул.— “Ъ”) технологий, поэтому она не содержит природного аллергена, а лишь его гипоаллергенные фрагменты. Как раз за счет этого и достигается ее безопасность.

Созданию вакцины предшествовали фундаментальные исследования, в ходе которых был картирован (представлен в виде карты.— “Ъ”) аллерген пыльцы березы.

Иными словами, внутри молекулы аллергена были идентифицированы участки, которые обеспечивают его токсические свойства и аллергенность. Они были удалены, а фрагменты, обеспечивающие защитный иммунитет от аллергии, вошли в состав вакцины.

— Насколько это инновационная технология?

Игорь Шиловский: Рекомбинантная технология используется в биологии и медицине уже несколько десятилетий. Однако по мере расшифровки геномов растений, в том числе генов, кодирующих молекулы аллергенов, стало возможным применение этой технологии и для создания аллерговакцин. После курса вакцинации будут вырабатываться защитные антитела. А длительность эффекта предстоит выяснить в клинических исследованиях.

— Вакцина, как утверждается, защитит и от некоторых других аллергенов, например арахиса и сои. Это значит, что вакцинированные смогут их употреблять?

Игорь Шиловский: В ходе исследования мы продемонстрировали, что аллерген пыльцы березы по своей структуре очень похож на распространенный пищевой аллерген — яблоко. И предположили, что вакцина для лечения аллергии на пыльцу березы поможет снизить симптомы и других видов аллергии. Наше предположение полностью подтвердилось в последующих экспериментах на лабораторных животных. Данный благоприятный эффект требует дальнейшего подтверждения уже в клинических исследованиях.

— То есть ваш препарат можно будет «модифицировать» под другой аллерген?

Игорь Шиловский: Это универсальная технология. Поэтому с ее помощью можно будет создать серию вакцин для лечения различных видов аллергии.

— Ведутся ли подобные разработки в других странах?

Игорь Шиловский: Мы регулярно следим за результатами исследований, которые ведутся по этому направлению. Сейчас на различных стадиях доклинических и клинических исследований находятся разные рекомбинантные вакцины, например против аллергии на пыльцу трав. Это свидетельствует о широком интересе к рекомбинантным технологиям и о том, что в ближайшее время на рынке будут появляться подобные вакцины.

— Расскажите подробнее про клинические испытания.

Муса Хаитов: Министерство здравоохранения России выдало разрешение на проведение первой и второй фаз клинического исследования. Оно является рандомизированным, то есть участники случайным образом распределены на группы, и плацебоконтролируемым, то есть в дополнение к группе субъектов, получающих лечение исследуемым препаратом, существует отдельная контрольная группа, получающая лечение препаратом плацебо. Завершение первой и аторой фаз ожидаем в июле-августе 2025 года.

«Мы видим появление новых необычных или тяжелых форм аллергии»

— Почему вообще у одних людей есть аллергия, а у других ее нет?

Ольга Елисютина: Аллергия — это реакция гиперчувствительности на различные чужеродные вещества. Она запускается иммунологическими механизмами. На развитие аллергии у отдельного человека могут влиять разные факторы. В первую очередь это генетическая предрасположенность: наличие аллергических заболеваний в семье увеличивает вероятность ее развития.

Сейчас охарактеризован ряд генов, которые участвуют в работе иммунной системы и могут влиять на предрасположенность человека к аллергическим заболеваниям. Мутации в этих генах могут изменить иммунный ответ, способствуя развитию аллергических реакций.

Кроме того, очень важную роль играет воздействие аллергенов: чем раньше и чем больше человек с наследственной предрасположенностью подвергается воздействию аллергенов, тем выше риск развития аллергической реакции.

Чистота окружающей среды также имеет большое значение. Считается, что воздействие в раннем детстве определенных организмов, например кишечной флоры и гельминтов, которые эволюционировали вместе с людьми, защищает от аллергических заболеваний, способствуя развитию иммунной системы. И наоборот, недостаточный контакт с микроорганизмами приводит к нарушениям в формировании иммунной толерантности.

— А плохая экологическая cитуация как влияет? Сейчас это очень актуально.

Ольга Елисютина: Экологические факторы действительно играют значительную роль в развитии и обострении аллергических заболеваний. Они могут влиять как непосредственно, так и косвенно через взаимодействие с генетическими факторами. Высокий уровень загрязнения воздуха различными веществами, включая озон, диоксид азота и твердые частицы (PM2.5 и PM10), может усиливать симптомы респираторных аллергических заболеваний. Концентрация определенных видов пыльцы в воздухе влияет на сезонные аллергические заболевания. Изменение климата может увеличивать продолжительность сезонов пыльцы и изменять географическое распространение растений, что приводит к развитию новых видов сенсибилизации (повышенная чувствительность к определенному аллергену.— “Ъ”) и аллергическим реакциям у детей и взрослых. Изменение влажности воздуха также влияет на течение аллергических заболеваний: при ее повышении увеличивается рост плесневых грибов, споры которых могут вызывать аллергические реакции. Некоторые химические вещества, используемые в быту или промышленности, могут вызывать аллергические реакции или усиливать симптомы уже имеющихся аллергических заболеваний. Изменения в пищевых привычках и использование различных пищевых добавок также могут влиять на аллергические реакции.

— Можно ли в раннем детстве предугадать и предотвратить развитие аллергии?

Ольга Елисютина: Предсказать и полностью предотвратить развитие аллергии в раннем детстве невозможно. Однако ряд подходов может уменьшить риск ее развития. Грудное вскармливание ребенка, по крайней мере в течение первых четырех—шести месяцев жизни, может снизить риск развития пищевой аллергии и бронхиальной астмы. Кроме того, последние исследования показывают: раннее введение в рацион питания потенциальных аллергенов — арахиса, куриных яиц, коровьего молока — может предотвратить развитие заболевания. Но детям с генетически высоким риском развития аллергии может быть полезным уменьшение контакта с аллергенами — домашней пылью и плесенью или животными.

Воздействие табачного дыма также может увеличить риск развития аллергии и бронхиальной астмы, поэтому необходимо его избегать. Некоторые исследования показывают, что пребиотики и пробиотики могут предотвратить развитие атопического дерматита и ряда других аллергических заболеваний, но пока это неточно.

— Правда ли, что число людей с аллергией растет? Чем вы можете это объяснить?

Муса Хаитов: Распространенность аллергических заболеваний в целом ежегодно возрастает. В России в отдельных регионах она может достигать 20%, в некоторых странах Европы — 30%.

Ольга Елисютина: Статистические данные свидетельствуют, что заболеваемость увеличивается. При этом мы видим появление новых необычных или тяжелых форм аллергии.

Сейчас тем или иным аллергическим заболеванием страдает как минимум каждый пятый житель нашей планеты.

Отчасти это связано с теми факторами, которые мы обсуждали: экологической ситуацией, изменениями климата, нерациональным питанием, избыточным приемом лекарственных препаратов, бесконтрольным использованием антибиотиков и биологических активных добавок, стрессовыми нагрузками.

— Какую именно роль в развитии аллергии играют психологический фон и психосоматика?

Ольга Елисютина: Существуют доказательства того, что стресс может влиять на функционирование иммунной системы, делая организм более восприимчивым к аллергическим реакциям. Стресс может стимулировать выделение определенных гормонов, например кортизола, которые влияют на иммунный ответ и могут усугублять аллергические симптомы. Чувства тревоги и депрессии также могут усугублять аллергические состояния. Эмоциональное напряжение может влиять на уровни определенных цитокинов и иммунных клеток, что также влияет на аллергические реакции.

Люди, испытывающие высокий уровень стресса или эмоционального напряжения, более подвержены нездоровыми привычкам, например курению или неправильному питанию, которые могут усугубить аллергические реакции. Иногда в практике трудно отличить физиологические симптомы, вызванные аллергией, от симптомов, вызванных психологическими состояниями. Например, затрудненное дыхание и учащенное сердцебиение могут быть связаны как с аллергической реакцией, так и с панической атакой.

Беседовала Наталья Костарнова

Вся лента