«Не каждый день Иран теряет практически все руководство своего прокси»
Михаил Гуревич — о реакции Тегерана на убийство Хасана Насраллы
Преступления Израиля не останутся без ответа — так президент Ирана Масуд Пезешкиан прокомментировал убийство Хасана Насраллы. По его мнению, устранив лидера «Хезболлы», Иерусалим в очередной раз продемонстрировал, что «не соблюдает какие-либо международные нормы». Тем временем иранский парламент 29 сентября провел экстренное заседание в закрытом формате. Как сообщают местные СМИ, на нем могли обсуждаться «варианты мести» Израилю. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич рассуждает, какой может быть реакция Тегерана на пятничные события.
Передовицы мировых СМИ в очередной раз провозглашают: Ближний Восток уже не тот, что прежде. Израильтяне даже операцию по ликвидации лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы назвали «Новый порядок», как бы намекая, что она кардинально меняет расклад сил в регионе. Оставим, мягко говоря, неоднозначный нейминг на совести копирайтеров ЦАХАЛа, но в целом ситуация действительно изменилась. Причем события вечера 27 сентября были лишь одним эпизодом из серии последовательных ударов израильтян, после которых у многих наблюдателей возникли вопросы. И не столько к «Хезболле», сколько к Ирану.
Ведь не каждый день Исламская Республика теряет практически все руководство своего прокси, а одновременно и значительную часть его военного арсенала. Конечно,100-тысячная группировка ливанских шиитов никуда не делась, и при определенных условиях ее боевая мощь может быть восстановлена. Но для этого нужно не только найти нового лидера и новый командный состав, но и, что куда важнее, вернуть боевикам мотивацию и уверенность в своих силах. Сделать это в условиях продолжающихся атак израильских ВВС и полного хаоса, царящего в Ливане, ох как непросто.
Идеальным решением было бы найти формулу для перемирия и без спешки приступить к делу. Но это означает потерю лица и, по сути, признание своего поражения. Более того, боевики из других группировок сейчас тоже смотрят на Тегеран и ждут, как отреагируют аятоллы. Предпримут ли они какие-то действия для мести за фактически разгром своего самого ближайшего союзника или предпочтут, как говорят финансисты, «фиксировать убытки»?
Сейчас некоторые эксперты объясняют пассивность Ирана тем, что он ничем не обязан своим прокси. Мол, «Хезболла» — союзник не по меркантильным причинам, а из-за религиозной преданности иранскому духовенству и лично аятолле Али Хаменеи. Частично это действительно так. Но без финансовой, логистической и военной поддержки из Тегерана, «Хезболла» не была бы и точно не будет грозной силой.
Сейчас израильтяне постараются нанести такой удар по группировке, который не позволит ей вернуть теперь уже былые позиции. Впрочем, Израилю тоже не стоит расслабляться. Как показывает практика прошлых ликвидаций, на смену убитым лидерам часто приходят куда более харизматичные и радикальные люди. Именно так, кстати, было и с «Хезболлой». До 1992 года ею руководил прагматичный и менее популярный Аббас аль-Мусави. ЦАХАЛ нанес удар по автоколонне, в которой он ехал, и в результате организацию на 30 с лишним лет возглавил Насралла, превративший группировку в государство в государстве.
И вот вечером 29 сентября на пост лидера «Хезболлы» был избран двоюродный брат усопшего Хашем Сафиеддин. Ранее он возглавлял исполнительный совет организации и имеет крепкие связи с Ираном, даже женат на дочери ликвидированного американцами генерала Касема Сулеймани.
Так что ситуация, конечно, новая, но принципиально все остается по-прежнему. Как говорят на Ближнем Востоке, ты или сидишь за обеденным столом или становишься блюдом на обеденном столе. Вот региональные игроки и пытаются усидеть за столом и ни в коем случае не попасть на него.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".