Бюджет набрался позитива

Какими будут расходы и доходы государства ближайшие три года

Правительство одобрило бюджет на ближайшие три года. Экономисты называют его проинфляционным. Документ, который закрепляет доходы и расходы государства, должны внести в Госдуму. Собеседники “Ъ FM” предполагают, что это произойдет уже 30 сентября. Детали пока не раскрыты. Премьер-министр Михаил Мишустин озвучил лишь главные параметры: расходы в 2025-м году вырастут до 41,5 трлн руб., бюджет останется дефицитным. Впрочем, по проекту, доходы будут меньше расходов только на 0,5% ВВП.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Что это будет означать для экономики? Главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец считает, что могло быть хуже: «Первое впечатление от бюджета положительное.

Это баланс, компромисс, все еще консервативный разворот, который нам был давно обещан. Если в предыдущие три года расходы каждый год росли по 15–17%, то сейчас это 9%.

Набор того, чем финансируются траты, тоже меняется в более консервативную сторону. Ранее массивным источником служили средства Фонда национального благосостояния, а сейчас ввиду того, что фонд во многом, скажем так, исчерпан, финансирование будет происходить за счет налогов. Для госбюджета лучше иметь предсказуемый и долгосрочный источник финансирования, чем полагаться на сбережения или долг.

Три года мы фактически живем без четкого бюджетного правила. Бюджетное правило — это гарантия, что мы справимся с неожиданностями, если увидим нефтяную волатильность. У нас были другие более важные проблемы, мы немного подзабыли о том, что по-прежнему 30% российского бюджета формируется доходами от нефтегазового сектора. Поэтому нужно бюджетное правило, привязанное к нефти, и нужно возвращаться к накоплению ФНБ. Пока те параметры, которые мы получили по расходам, похожи на возврат к регулярному бюджетному правилу, где расходы привязаны к доходам при базовой цене на нефть, это около $60 за баррель».

Центробанк уже предупреждал о рисках для инфляции из-за бюджетной политики. В резюме обсуждения ключевой ставки, которое регулятор опубликовал на прошлой неделе, сказано, что участников беспокоил размер дефицита. Он может привести к растущему спросу в экономике. В таком случае от Банка России потребуется более жесткая денежно-кредитная политика. Главный экономист «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин считает, что вопрос о повышении ставки практически решен: «Такой проект бюджета поддерживает прогноз о повышении ставки на 1% на заседании в конце октября. По нашим оценкам, можно было бы сказать, что бюджет полностью нейтральный для инфляции и для роста в 2025 году, если бы объем расхода был бы примерно на уровне 39 трлн. руб.

В проекте объем расходов больше нейтрального примерно на 1% ВВП, в то же время бюджетный стимул все равно ослабевает, он будет существенно меньше, чем в предыдущие несколько лет. Будем полагать, что это позволит Центральному банку завершить цикл повышения ставки этой осенью. В то же время текущая ситуация нам напоминает 2021 год, тогда было очень много ошибок с прогнозами относительно завершения цикла ставок. Тоже происходит значительная трансформация экономики, поэтому пока цикл не завершен, с уверенностью об этом говорить будет сложно.

Первое смягчение произойдет, скорее всего, в марте или апреле 2025-го, и до конца года ставка будет снижена приблизительно до уровня в 14%. Другое дело, что, если говорить про более долгосрочный период, мы не думаем, что регулятор сможет снизить ставку в однозначную область в любой обозримой перспективе».

В этом году Центробанк дважды переписывал прогноз по инфляции: с 4% предельный уровень роста цен был увеличен до 7%. На последнем заседании Эльвира Набиуллина признала, что и этот показатель будет превышен. Но в 2025 году цель в 4% все-таки будет достигнута, настаивает ЦБ. Прогноз Минэкономразвития более пессимистичен. Консенсус экономистов также предполагает, что инфляция замедлится до нужных уровней только в 2026-м. Аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев отмечает, что новый бюджет оптимизма не добавил: «Сложно спорить с Центральным банком про инфляцию на уровне 4%, но повышение государственных расходов — это явно проинфляционный стимул.

Увеличение госрасходов приводит к дополнительным вливаниям денег в экономику, которые потом через банковский мультипликатор начинают оборачиваться в экономике все быстрее и быстрее, чем, собственно, и приводят к инфляции. Плюс стоит обратить внимание, что увеличение госбюджета пойдет как раз таки за счет индексации пенсии, роста МРОТа и реализации большого количества госпрограмм.

Как было сказано в документе, есть такой вариант развития событий, как проинфляционный. Вот его вероятность в публикации этого документа явно повышается. Жесткая денежно-кредитная политика в теории должна напрямую влиять на инфляцию, но в текущих реалиях российской экономики она влияет очень косвенно.

Пока заметных изменений с точки зрения макроэкономики мы не видим. Проинфляционным фактором является то, что рубль продолжает девальвироваться, и плюс импорт дорожает за счет того, что отправлять платежи становится все сложнее и сложнее».

Заседание ЦБ по ключевой ставке запланировано на 25 октября. Сейчас показатель находится на максимуме с февраля 2022 года. На прошлой неделе Эльвира Набиуллина допустила дальнейшее ужесточение политики. Она призвала «не ждать, что ЦБ согласится с тем, что в стране будет повышенная инфляция».


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Якунин

Вся лента