Избиратели предпочитают блондинок
Политконсультанты оценили успехи женщин на прошедших региональных выборах
Члены комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) подвели в понедельник гендерные итоги прошедших в сентябре региональных выборов. Эксперты отметили невысокую долю женщин среди кандидатов и победителей, сравнили по этому параметру парламентские партии, разобрали примеры «женской агитации» и даже обсудили, стоит ли кандидаткам апеллировать в своих кампаниях к сексуальности, но к однозначному выводу по этому поводу не пришли.
Член комитета по политтехнологиям, по совместительству секретарь центрального совета партии «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) Анастасия Павлюченкова представила в офисе компании «Минченко консалтинг» (ее глава Евгений Минченко является президентом РАСО) доклад «Женская доля: женщины-кандидаты ЕДГ-2024». Из него присутствующие узнали, что только в 7 регионах из 21, где в нынешнем году проходили прямые выборы губернаторов, среди кандидатов были женщины. Активными их кампании зачастую назвать было трудно; абсолютное большинство женщин, участвовавших в губернаторских выборах, не были ресурсными кандидатами, не рассчитывали на победу, а агитацию если и вели, то в фоновом режиме.
Интереснее дела обстояли на выборах в региональные парламенты (анализировались только кампании в одномандатных округах). Больше всего женщин (в процентном соотношении к общему количеству депутатов) избралось в Москве — 19 из 45 (42,2%). «Москва максимально любит женщин и готова их избирать»,— отметила докладчица, но тут же привела пример аномалии: по 29-му округу в столице баллотировались аж шесть женщин, но победил мужчина-единоросс Алексей Кучмин.
Среди партий по числу женщин, выдвинутых кандидатами, лидером оказалась СРЗП (19,9%), далее идут ЛДПР и «Единая Россия» (по 19,6%), КПРФ (15,3%) и с заметным отрывом «Новые люди» (8,7%).
«Казалось бы… Есть огромный женский проект "Единой России". Я думала, что партия будет здесь лидером»,— удивилась Анастасия Павлюченкова.
Агитацию детально анализировали только у женщин-победительниц, то есть преимущественно речь шла о выдвиженках ЕР. Ключевыми темами для них были специальная военная операция, поддержка коллег-мужчин на губернаторских выборах и вопросы «женской повестки». Автор доклада обратила особое внимание на удачную агитацию депутата Госсовета Татарстана Римы Мухамедшиной, в которой использовалось ее собственное кулинарное шоу. На пути к сердцам избирателей кандидатки также эксплуатировали собак и других домашних питомцев.
Зашла речь и о внешности.
Среди женщин, избранных в региональные парламенты, оказалось больше всего блондинок (26), за ними следуют брюнетки и русые (по 12) и шатенки (11). Рыжими волосами смогла похвастаться только одна избранница.
Авторы исследования попросили нейросеть сгенерировать изображение типичной женщины-депутата. С экрана на политконсультантов посмотрела строгая блондинка со средней длины волосами, в синем пиджаке, к которому был приколот значок в цветах флага России. Кто-то из присутствующих заметил, что женщина получилась «какая-то немецкая, сухая».
После презентации руководитель политкомитета РАСО Евгения Стулова решила уточнить у докладчицы: «Надо ли женщине в своей агитации задействовать сексуальность?» — «Конечно, надо!» — отозвался член комитета, представитель ИНСОМАР Виктор Потуремский под одобрительные возгласы коллег-мужчин. «А я вот не согласна!» — возразила политтехнологическому большинству Анастасия Павлюченкова.
После этого собравшиеся еще некоторое время пообсуждали фотографию одной из кандидаток в Мосгордуму в майке с глубоким вырезом, но и здесь мнения разделились. Одни считали этот ход удачным и полагали, что он демонстрирует важный посыл «могу себе позволить». Другие в ответ возмущались: «Это, вы считаете, сексуальная фотография?..»
В целом участники собрания пришли к выводу, что женщины-политики нужны для спокойствия, а не для возбуждения. «Женщина — точка опоры в ситуации социального напряжения, переговорщик, успокоитель»,— сказала корреспонденту «Ъ» Анастасия Павлюченкова. «Сейчас виден запрос на простоту и надежность»,— согласился с ней политолог Владимир Шемякин, но тут же предположил, что кандидаты в агитации зачастую транслировали то, что хотелось неким «заказчикам», а не им самим и их избирателям.