Сергей Скуратов. Биографический портрет
Сергей Скуратов — бывший генеральный директор компании «Уральские авиалинии», одного из первых частных российских воздушных перевозчиков. Был единственным руководителем отечественной авиакомпании (АК) с опытом пилотирования различных самолетов.
Ранняя биография и образовательный бэкграунд
Сергей Скуратов родился в Свердловске 31 марта 1950 года. Его отец, мать и двое старших братьев работали в авиационной отрасли. Некоторое время он хотел стать врачом, однако затем решил продолжить семейную династию. В школьные годы Скуратов Сергей Николаевич увлекался авиамоделизмом. Также он активно занимался спортом, отдавая предпочтение командным играм с мячом и хоккею.
В 1967-м Сергей Николаевич Скуратов поступил в Бугурусланское летное училище. Конкурс составлял 20 человек на место. Кроме того, высокие требования предъявлялись к здоровью абитуриентов.
В 1971 году Скуратов Сергей Николаевич зачислен в Академию гражданской авиации в Ленинграде1.
В 1978-м Сергей Скуратов с отличием окончил вуз. Ему присвоили квалификацию «инженер-пилот»2. В 1983–1984 годах он обучался на командном факультете академии.
Сергей Николаевич Скуратов: за штурвалом
В июне 1970-го Скуратов Сергей начал работать во Втором Свердловском объединенном авиаотряде в должности второго пилота. Он входил в состав экипажа легкого самолета Ан-2. Два года спустя стал командиром авиасудна. Изначально он занимался транспортировкой грузов. Затем Скуратов Сергей Николаевич прошел подготовку и начал управлять пассажирским Ан-24.
В 1975-м он стал пилотом в Свердловском объединенном авиаотряде. Ан-24, Ан-26, Ил-18, Ту-154, Ил-86 — на всех этих самолетах работал Сергей Скуратов. Биография авиатора включает налет более 10 тыс. часов. Он является пилотом 1-го класса.
В 1984-м Сергей Николаевич Скуратов возглавил инспекцию по безопасности полетов в Уральском управлении гражданской авиации. На этой позиции он контролировал аэропорты, отдельные эскадрильи, следил за соблюдением правил эксплуатации воздушных судов. Сергей Скуратов вспоминает, что данная деятельность приносила видимые результаты — происшествия на подконтрольном ему участке были крайне редки.
В 1987-м главой Свердловского авиаотряда был назначен Сергей Скуратов. Биография его сфокусировалась на управленческой деятельности.
В круг ответственности Скуратова Сергея на новом посту входили следующие обязанности:
- руководство и контроль всех аспектов полетных операций;
- координация мер по обеспечению безопасности в ходе воздушных перевозок;
- планирование и мониторинг рабочих процессов в авиаотряде;
- коммуникация с регулирующими органами в сфере авиации и со сторонними организациями;
- участие в полетах в роли командира экипажа и инструктора летного состава.
В 1991-м отряд, которым руководил Скуратов Сергей Николаевич, переформировали в Первое Свердловское государственное авиапредприятие.
Во главе авиакомпании
В 1993-м биография Сергея Скуратова приобрела бизнес-составляющую. Он стал гендиректором компании «Уральские авиалинии». Она была образована в результате разделения на две самостоятельные структуры — аэропорт Кольцово3 и воздушного перевозчика.
В тот период пассажирооборот только созданных российских авиакомпаний падал, а средств и специалистов для ремонта парка недоставало. Несмотря на трудности, Сергей Николаевич Скуратов и его подчиненные смогли сохранить транспортный актив, договориться с производителями о поставках деталей и двигателей, наладить сотрудничество с аэропортами.
«Уральские авиалинии» со временем закрепились в десятке крупнейших авиакомпаний России4.
В 2003-м заслуги Сергея Скуратова в сфере развития российской авиатранспортной отрасли были признаны на государственном уровне. Топ-менеджера наградили орденом Почета.
В 2006-м Скуратов Сергей инициировал замену советских самолетов авиакомпании лайнерами Airbus (на 2024 год в ее флоте 52 борта).
Поддержание высокого профессионального уровня летного состава — одна из важнейших задач, которую на своем посту решал Сергей Скуратов. Биография «Уральских авиалиний» включает закупку высокотехнологичного пилотажного тренажера голландского производства. Сделка на €7,5 млн состоялась в 2012-м. В России подобными комплексами располагают всего четыре перевозчика. Все пилоты авиакомпании обязаны практиковаться на тренажере минимум раз в полгода.
У авиаперевозчика в распоряжении передовой технический центр. Он появился в 2014-м в Кольцово — базовом аэропорту «Уральских авиалиний»5. Комплекс позволяет обслуживать широкофюзеляжные самолеты и выполнять сложные операции, такие как замена двигателей.
Сергей Николаевич Скуратов обеспечил быстрый рост операционных и финансовых показателей авиакомпании. Так, пассажиропоток в 2007–2019 годах увеличился с 1,217 млн до 9,616 млн человек. В 2020-м цифра упала из-за коронавируса (что было характерно для всей отрасли), однако затем вновь последовал стремительный подъем, расширился список обслуживаемых направлений.
В 2023-м выручка авиакомпании достигла 111 млрд руб., что на 24,2% выше, чем годом ранее6. Чистая прибыль за тот же период прибавила 26,7% и составила 17,1 млрд руб.
АК является социально ориентированной организацией. В частности, она перевозит детей со скидкой 50%. Также она спонсирует гуманитарные инициативы. Только в 2019-м на эти цели было направлено около 1,8 млрд руб.
В августе 2024-го Скуратов Сергей Николаевич оставил пост гендиректора «Уральских авиалиний» и сосредоточился на благотворительной деятельности.
Материал предоставлен «Уральскими авиалиниями»