Первый среди вторых
Кандидат в вице-президенты Вэнс на дебатах показал себя с лучшей стороны
Вечером во вторник, 1 октября, в США состоялись первые и единственные дебаты кандидатов в вице-президенты — сенатора-республиканца из Огайо Джей Ди Вэнса и губернатора Миннесоты демократа Тима Уолза. Спарринг проходил на фоне традиционного «октябрьского сюрприза» в американской политике. Так сложилось, что этот месяц нередко привносит в президентскую гонку события, которые могут значительно изменить ее ход. В США претендентами на эту роль называют ураган «Хелен», который рискует стать самым смертоносным за последнее время, и атаку Ирана на Израиль. Именно с вопросов об этом модераторы и начали дискуссию. Неожиданно для всех не очень популярный республиканец Джей Ди Вэнс выступил гораздо увереннее, чем звездный губернатор-демократ. С подробностями — корреспондент «Ъ» в США Екатерина Мур.
Словесный поединок Джей Ди Вэнса и Тима Уолза на CBS News состоялся через три недели после президентских дебатов между вице-президентом Камалой Харрис и экс-президентом Дональдом Трампом. Ту схватку в прямом эфире посмотрели около 67 млн телезрителей, что позволило ей стать самой популярной за последние 16 лет, а победительницей спора была признана госпожа Харрис.
После этого экс-президент Дональд Трамп ответил отказом на предложение Камалы Харрис повторно выйти на политический ринг, а потому дебаты их напарников, вероятно, оказались заключительным аккордом очного противостояния представителей двух кампаний в этом избирательном цикле. До выборов 5 ноября остается чуть больше месяца, а в некоторых штатах уже началось предварительное голосование.
Обычно дебаты кандидатов в вице-президенты оказывают минимальное влияние на ход кампании, однако, поскольку Камала Харрис и Дональд Трамп идут в гонке нос к носу, на этот раз к поединку потенциальных вице-президентов было приковано повышенное внимание.
На сцене в этот вечер сошлись седовласый 60-летний губернатор-демократ, в прошлом учитель и футбольный тренер, и 40-летний сенатор-республиканец, бывший резидент Кремниевой долины. К 1 октября господин Вэнс подошел с самым низким рейтингом популярности среди всех кандидатов в вице-президенты с 1980 года, а телеканал CNN даже пошутил, что с таким антирейтингом терять республиканцу нечего.
Оба кандидата в вице-президенты были выходцами из «Ржавого пояса» — некогда успешных промышленных регионов на востоке США, пришедших в упадок из-за спада производства, или, если брать шире, со Среднего Запада. Целевой же аудиторией обеих кампаний были «синие воротнички», недовольные падением уровня жизни и инфляцией.
Для обоих политиков, ранее не имевших возможности столь длительное время — в течение 90 минут — присутствовать в эфире национального телевидения, прошедшие дебаты стали пиком их карьеры, а потому они, конечно, постарались проявить свои лучшие качества.
К подготовке к дебатам конкуренты подошли серьезно. Сообщалось, что Тима Уолза к схватке натаскивал министр транспорта Пит Буттиджич, играя роль Джей Ди Вэнса. Тогда как господину Вэнсу готовиться к поединку помогал член Палаты представителей Том Эммер — республиканец от Миннесоты, естественно, хорошо изучивший губернатора родного штата.
Полуторачасовое противостояние стартовало в 21:00 по местному времени.
Согласно правилам, объявленным CBS, на каждый ответ на вопрос кандидатам отводилось по две минуты, затем — по две минуты на контраргументы, после чего — еще по минуте для дополнительных опровержений. Кроме того, модераторы имели право предоставить участникам дополнительную минуту для продолжения обсуждения темы.
На время эфира каждый получил ручку, блокнот и бутылку воды. Приносить заранее написанные заметки на сцену не допускалось, равно как и какое-либо взаимодействие с сотрудниками предвыборных штабов, в том числе во время рекламных пауз. В отличие от дебатов кандидатов в президенты, микрофоны в этот вечер работали все время, за исключением моментов, когда ведущие принимали решение их выключить для соблюдения регламента. И однажды, когда, надо сказать, в целом необычайно цивилизованная дискуссия излишне накалилась из-за спора по вопросам иммиграции, они это и сделали.
Между тем октябрь в США традиционно приносит президентской гонке «октябрьский сюрприз», который потенциально может перевернуть ход противостояния. Не стала исключением и гонка-2024.
Именно в день дебатов Иран решил провести свою «акцию возмездия» и атаковал Израиль — ближайшего союзника США вне НАТО.
Кроме того, начали приходить неутешительные новости о последствиях урагана «Хелен», возможно, самого смертоносного за последние годы. По последним данным, в результате стихии погибли 130 человек, а 600 пропали без вести.
Именно с вопросов об этом и начались первые и, скорее всего, единственные дебаты вице-президентов в нынешнем цикле. Первым слово дали Тиму Уолзу. Комментируя ситуацию на Ближнем Востоке, он заявил, что на стороне Израиля правда, однако, как и затем его оппонент, ушел от прямого ответа, поддержал бы он превентивный удар по Ирану.
При этом губернатор Миннесоты почти сразу же оговорился и назвал Иран Израилем. «Расширение влияния Израиля и его прокси диктует абсолютную и фундаментальную необходимость для устойчивого лидерства Соединенных Штатов»,— заявил демократ, явно несколько нервничая.
По его мнению, выбирать в таких условиях президентом человека, который рассуждает о «размере толпы» на его митингах, это «не то, что нужно в данный момент» Америке. «Но дело не только в этом. Именно те, кто был ближе всего к Дональду Трампу, понимают, насколько он опасен… Ему сейчас не место в Белом доме. Даже человек, наиболее близкий к нему, сказал как-то, что он не подходит для самой высокой должности. И это был сенатор Вэнс»,— съязвил демократ, напомнив, что некогда его противник был непримиримым критиком господина Трампа. Камала Харрис, заверил господин Уолз, напротив, «продемонстрировала устойчивое лидерство» и показала «спокойствие, которое способно привлечь коалицию, чтобы объединить важнейших союзников».
И если эта коалиция увидит, «как Дональд Трамп поворачивается лицом к Владимиру Путину, к Северной Корее, не стоит ожидать ничего хорошего», отметил демократ.
Джей Ди Вэнс на это возразил, что все было совсем наоборот. «Губернатор Уолз только что обвинил Дональда Трампа в том, что он является агентом хаоса, на самом деле он обеспечил стабильность в мире и сделал это, установив эффективное сдерживание. Люди боялись выйти за рамки»,— заявил он, обвинив текущую администрацию в разморозке более $100 млрд для Ирана.
«На что они используют эти деньги? Они используют их для покупки оружия, которое теперь запускают против наших союзников и, не дай бог, потенциально запустят против Соединенных Штатов»,— парировал республиканец.
Что касается ситуации с ураганом, оба выступавших, похоже, даже не собирались спорить, сойдясь во мнении, что необходимо принести соболезнования всем пострадавшим, предпринять шаги для сохранения климата, а также восстановления нормальной жизни в штатах, пострадавших от стихии.
На удивление солидарны два кандидата оказались и в вопросе контроля за оборотом оружия.
Господин Вэнс даже проявил эмпатию в отношении оппонента, когда тот рассказал о том, как его 17-летний сын стал свидетелем массовой стрельбы. Республиканец проигнорировал еще одну оговорку губернатора Миннесоты, когда тот заявил, что «подружился» с зачинщиком массовой стрельбы в школе, имея в виду, что наладил отношения с родителями жертв. Но про это написал в соцсетях Дональд Трамп, после чего его язвительный комментарий стал вирусным. Из-за нескольких неловких моментов Тим Уолз, впрочем, и сам назвал себя «болваном», а у зрителей порой могло сложиться впечатление, что речь идет не о дебатах двух конкурентов, а о встрече двух друзей, на которой они цивилизованно и с юмором обсуждают политику.
Вопросы об экономике, абортах и иммиграции слегка оживили дискуссию.
Но там участники тоже обошлись без перехода на личности. Джей Ди Вэнс заявлял, что согласен с целями оппонента, но не со стратегией команды госпожи Харрис, и ему несказанно жаль собеседника, которому приходится защищать ее политику. Однажды он даже застал конкурента врасплох, заявив, что верит, что тот сможет решить вопрос с иммигрантами, но не в то, что на это способна Камала Харрис.
Тим Уолз со своей стороны не раз повторил, что именно так должна начинаться цивилизованная дискуссия для двухпартийных сделок. И такой подход оппонентов к дебатам, по замечанию CNN, «стал тем, что становится все более редким явлением в современной американской политике».
Единственное, что по-настоящему возмутило Тима Уолза,— это отказ конкурента признать трагичность атаки на Капитолий 6 января 2021 года. По его словам, поведение президента Дональда Трампа тогда было реальной угрозой демократическим институтам. В ответ Джей Ди Вэнс напомнил, что «в течение многих лет демократы тоже протестовали против результатов выборов, когда (экс-госсекретарь.— “Ъ”) Хиллари Клинтон в 2016 году заявляла, что Дональд Трамп украл выборы с помощью Владимира Путина, потому что русские купили рекламу в Facebook (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ) на сумму около $500 тыс.».
«И если мы хотим сказать, что нам нужно уважать результаты выборов, я за»,— сказал господин Вэнс, добавив, что, хотя и уверен в их с Дональдом Трампом триумфе, обязательно поприветствует своего конкурента, если тот выйдет из гонки победителем.
Кроме того, Джей Ди Вэнс перешел в атаку и дал понять, что у демократии проблемы не столько с господином Трампом. «Камала Харрис говорит, что вместо того, чтобы спорить и убеждать своих соотечественников-американцев, она хотела бы цензурировать тех, кто распространяет "дезинформацию". Я думаю, что это гораздо большая угроза демократии, чем все, что мы видели в этой стране за последние четыре года»,— парировал он.
Две минуты заключительной речи господин Вэнс посвятил воплощению американской мечты и сокращению стоимости энергоносителей, Тим Уолз — защите демократии и лидерству США. После на подиум поднялись их жены. Встреча завершилась теплой беседой с похлопыванием друг друга по плечу. Кандидаты ушли из студии, горячо поблагодарив модераторов.
Поскольку ожидания от выступления Джей Ди Вэнса были занижены, пресса присудила победу именно ему.
От губернатора Миннесоты соратники же ожидали большего. В частности, комментатор Эбби Филлип из CNN раскритиковала его за недостаточную подготовку к «череде ударов», которые нанес Джей Ди Вэнс. «Вэнс говорил уверенно и четко, в то время как Уолзу было сложнее найти точку опоры»,— отметила и газета The Wall Street Journal.
В стане республиканцев же заметно оживились. «Очень горжусь Джей Ди за сегодняшнее блестящее выступление. И мои соболезнования Тиму Уолзу — с их стороны было нехорошо поставить его в такое положение»,— написал в соцсети Х экс-кандидат в президенты и бизнесмен Вивек Рамасвами.
Впрочем, по зрительским симпатиям разрыв между участниками дебатов оказался не так уж велик. По данным CBS News, 42% опрошенных зрителей присудили победу Джей Ди Вэнса, более успешным Тима Уолза сочли 41% респондентов.