Тело как ресурс новой экономики
Эстетическая медицина уходит от хирургии к аппаратным методикам
В Петербурге состоялся бьюти-завтрак «Эстетическая медицина и косметология» с участием столичных топ-менеджеров бизнеса в данной сфере, главврачей и специалистов клиник, а также представителей компаний — поставщиков медоборудования, в частности, «Национальной компании красоты». Мероприятие было организовано региональным филиалом ИД «Коммерсантъ». Эксперты рассказали о вызовах на рынке лицензионного оборудования для эстетической медицины, потребительском поведении и таком важном инструменте, как «выбор тайных покупателей».
Косметология как инвестиция
«Эстетическая медицина — это медицина с щепоткой гламура»,— так определил современную позицию сферы Алексей Великий, основатель и совладелец сети клиник инновационной косметологии GEN87, основатель бренда Heleo4, эксперт фонда «Сколково» (кластер биотехнологий). Под дефиницией «щепотка гламура» эксперт имел в виду позицию клиник, при которой они встраивают в свои внутренние бизнес-процессы как обязательное условие особую заботу и внимание к пациентам. Кроме того, рынок диктует еще одно условие — быть на острие инноваций.
По словам спикера, объем рынка эстетической медицины ежегодно прирастает на 10–15% в зависимости от сегмента. В 2023 году его объем составил 250 млрд рублей. Данный бизнес все чаще привлекает инвесторов, которые участвуют с точки зрения консалтинга, освещения практически всех передовых и ведущих проектов в России и в странах СНГ.
Среди ключевых трендов эксперт обратил внимание на заработок на аппаратных методиках, тренд на гибридизацию, при котором объединяется несколько методов, растущую популярность малоинвазивных процедур с минимальной реабилитацией. Такие процедуры условно называют «сходить на ланч», когда человек, улучив небольшой перерыв на работе, может позволить себе сделать косметическую процедуру, а потом вернуться к своим обязанностям. Также спикер отметил тренд на процедуры по коррекции фигуры. По словам господина Великого, все больше мужчин начинают пользоваться услугами эстетической медицины, их доля сегодня составляет 10–15% от общей клиентской базы.
Каков запрос?
Россия остается так называемой «фейс-центрированной» страной, замечает Алексей Великий. Женщины больше выбирают процедуры для лица. В долевом соотношении выручка клиник распределяется 70/30 (лицо/тело), для сравнения, в европейских странах — 50/50.
На сегодняшний момент большой спрос на процедуры без боли и без реабилитации. «Согласно нашему аналитическому исследованию, которое мы представим в октябре, около 35% при проведении процедуры не хотят чувствовать болезненные ощущения»,— указывает господин Великий.
Благодаря этой тенденции появляются новые аппараты. Так, аппарат Vittue RF вывел известную процедуру микроигольчатых RF на новый уровень: она стала безболезненной и не требует реабилитации.
Одним из трендов, по словам эксперта, является такое понятие, как статусная кожа, когда по качеству кожи и здоровому внешнему виду люди делают выводы, на сколько человек вкладывается в себя и какого рода и объемы эти вложения. Также люди стали больше выбирать натуральность, подчеркивая свою естественную красоту, а не гонятся за лицом, как у популярной персоны. «Талант врача-косметолога проявляется в том, что он как художник аккуратно прорисовывает детали, все восхищаются, но никто не может сказать, почему человек так хорошо выглядит»,— акцентирует господин Великий.
В целом косметология предстает некоей территорией смыслов. Еще один лозунг Алексея Великого: «Тело — это новая нефть». «Человек и его тело — главный ресурс новой экономики. Мы призываем активно инвестировать в косметологические процедуры. Но стоит помнить, что качественные услуги эстетической медицины стоят недешево. Ведь за ними всегда стоят специалисты, их обучение, квалификация и передовые технологии»,— подчеркнул он.
Обращаясь к врачам и специалистам эстетической медицины, эксперт анонсировал технологию клеточного детокса — Heleo4, которая была разработана командой российских ученых. Также он рассказал о методике по клеточной настройке организма Skinova Pro, передовых технологиях по лифтингу кожи и новинках в оборудовании по лазерной эпиляции — Soprano Titanium, который совмещает три лазера в один для идеально гладкой кожи.
Без хирургии
Кирилл Литовский, сооснователь и совладелец клиники BEAUTIFUL PEOPLE («Красивые люди») (отделения представлены в Москве и Санкт-Петербурге), в своем выступлении тоже подчеркнул тенденцию роста спроса на косметологические услуги. Кроме того, он привел в пример исследование маркетингового агентства Step by Step, в котором говорится о востребованности нехирургических процедур и активном развитии аппаратной косметологии.
«Пациенты в России сегодня ожидают быстрого результата и вау-эффекта за один сеанс, а не за полгода курсовых процедур. Поэтому многие клиники перестроили формат работы и обновили парк оборудования. В тренде — методики, оказывающие комплексное долговременное воздействие за одну-две процедуры»,— отметил спикер.
Клиника BEAUTIFUL PEOPLE («Красивые люди») специализируется на косметологии без хирургического вмешательства. На данный момент в ее портфеле 44 аппарата для проведения эстетических процедур. Сегодня аппараты становятся более эффективными, результативными, безболезненными и безопасными. Спикер привел пример новой системы для улучшения качества кожи, которая использует технологию игольчатого RF-лифтинга, или радиоволнового лифтинга.
«Наша бизнес-модель считается успешной. В 2023 году выручка с долей аппаратных услуг составила 350 млн рублей, а к концу 2024 года, согласно прогнозам, она вырастет на 37%, до 490 млн рублей»,— поясняет господин Литовский.
В целом аппаратная косметология — это бизнес с высокой маржей. Вход в аппаратную косметологию выше за счет высокой стоимости оригинального оборудования (от 3 до 8 млн рублей и даже выше с учетом курса рубля). Стоимость самого аппарата и амортизация, обслуживание, расходники закладываются, и они выше, чем в инъекционной косметологии.
Спрос на услуги и число клиентов клиники постоянно растут. По словам спикера, сегодня главный канал привлечение аудитории (50%) — это «сарафанное радио», когда клиенты приходят по рекомендации друзей и знакомых. Также 25% клиентов находят клинику посредством поисковиков «Яндекс» и Google. Соцсети составляют всего 18% в общем канале привлечения.
«Отмечу, что доля рекламных расходов в маркетинговом бюджете у нас всего 5%, это очень мало притом, что ежегодно растет число пациентов. Также мы активно вкладываемся в стратегию "возвращения" пациентов за счет высокого уровня сервиса, внедрения стандартизации действий персонала, получения обратной связи, отработки любого негатива. Такой комплексный подход дает результат: высокий процент удовлетворенности пациентов. Поэтому они готовы приходить к нам вновь и вновь. Эта "взаимная любовь" помогает нам развиваться: в этом году мы откроем еще одну клинику в Московском районе Санкт-Петербурга»,— подытожил Кирилл Литовский.
Масштабируя стандарты
Генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» Александр Солонин напомнил, что крупные игроки рынка Северной столицы в настоящий момент формируют эстетические стандарты. Очень важно, что сегодня в тренде — здоровая красота, а не искусственный хайповый образ. Люди стали стремиться к естественности, обращать внимание на питание и здоровье, подтянутое ухоженное тело, а клиники эстетической медицины поддерживают их в этом. В частности, учреждения делают акцент на безопасности проводимых процедур, применяют новейшие технологии, аппаратные методики, внедряют комплексные подходы.
«Рынок эстетический медицины будет только расти. По прогнозам экспертов, его объем увеличится в два-три раза к 2030 году. В условиях высокой ключевой ставки потребности и возможности граждан перераспределяются. И если раньше люди вкладывались в конкретные вещи, то сейчас они инвестируют в себя и свой эмоциональный фон, который повышается после косметологических процедур. Это дает и психологический эффект»,— акцентирует господин Солонин.
Спикер подчеркнул, что Санкт-Петербург — город, в котором медицина и оказание косметологических услуг находятся на высоком уровне. «А наши клиники определяют тренды эстетических стандартов. И именно сочетание здорового и естественного подхода в эстетической медицине — курс, который взяли наши клиники,— будет транслироваться на всю Россию»,— акцентировал господин Солонин.
На чьей стороне тайный покупатель?
Руководитель исследовательской группы Fullscreen Agency, продюсер рейтинга «Выбор тайных покупателей» Кристина Корнеева рассказал об интересном наблюдении в ходе исследований: люди очень лояльно относятся к клиникам и готовы посещать новые учреждения. Главный порог — качество предоставляемых услуг. За хорошим сервисом и результатом люди готовы ехать далеко, а не пользоваться одной и той же клиникой у дома.
Fullscreen Agency ежегодно готовит Независимый рейтинг клиник эстетической медицины в Санкт-Петербурге, где рассказывает о качественных учреждениях с лучшими ценовыми предложениями и сервисом. Исследование проводится за счет тайных покупателей, посещающих учреждения и по определенному чек-листу их оценивающих. Всего в «арсенале» агентства — 60 тайных покупателей.
«Тайный покупатель — это человек, пришедший с целью понять, что в клинике можно улучшить. Это ваш союзник, который беспристрастно и хладнокровно даст оценку процедуре, сервису и общей атмосфере в клинике»,— подчеркивает госпожа Корнеева.
Порой при принятии решения в выборе клиники и дальнейшего ее посещения играют роль микродетали, на которые бизнес не обращает внимание, а «наметанный» взгляд тайного покупателя сразу же упадет. Например, «сервисная вежливость»: не вовремя поданная чашка кофе, несвежие цветы в вазе, грубое брошенное слово или некорректное обращение.
«Как правило, клиенты перед тем как пойти на процедуры, смотрят отзывы, рейтинги, позицию бренда, а также пользуются рекомендациями своих друзей. И чем больше у вас счастливых женщин и мужчин, выходящих из клиники, тем лучше будут показатели бизнеса»,— замечает спикер.
Агентство также проводит опросы самих клиник на выявление главных трендов в эстетической медицине. Кураторы разговаривают с экспертами, чтобы получить статистические данные и аналитику. И даже смотрят историю судебных разбирательств и суть тяжб, вышедших в публичное поле.
«И такой комплексный взгляд на процесс рейтингования и оценки клиники позволяет нам с уверенностью заявлять, что мы первый независимый рейтинг клиник эстетической медицины. Для владельцев бизнеса в сфере эстетической медицины это важная информация, чтобы строить стратегические планы на несколько лет вперед и предпринимать шаги по развитию в ближайшей перспективе»,— подчеркивает Кристина Корнеева.
Все презентации спикеров можно посмотреть по ссылке
ООО «ИЗК»
Реклама