«Два заклятых врага стоят друг против друга»

Мировые СМИ об ударе Ирана по Израилю

Пресса по всему миру обсуждает иранскую ракетную атаку на Израиль. В Иране ее сочли безусловно успешной, в Израиле газеты призывают читателей воспрянуть духом. Больше всего версий у американских и европейских СМИ. Кто-то говорит, что Иран попал в израильскую ловушку, кто-то — что иранские власти поддались давлению «Хезболлы». Всех волнует американская реакция и вопрос, будет ли Вашингтон и далее отговаривать Израиль от серьезного ответа иранцам. А если будет, то насколько это у него получится.

Ракеты в небе над Тель-Авивом

Фото: Ammar Awad, Reuters

Iran News (Тегеран, Иран)

Когда появились первые сообщения о том, что ракеты достигли своих целей, пусть и отцензурированные сионистским режимом, стало ясно, что разведданные подразделения «Кудс» и точность операционной стратегии были весьма эффективны. Враг остался в состоянии шока и психологического паралича… После года слез и траура Газа снова улыбается… Это на самом деле была невероятная ночь: мир наблюдал счастье… Иногда даже пушки, минометы и ракеты могут петь сладко, особенно в ответ на 75 лет подавления… Исламская Республика — самый рациональный, мудрый и смелый режим в Иране за последние 500 лет. Если бы не предатели и внедренные агенты, Иран стал бы культурным и экономическим лидером региона.


The Jerusalem Post (Иерусалим, Израиль)

После того как все дипломатические инициативы… в течение года блокировались «Хезболлой», а большая часть мира оставалась безразлична и апатична к тому, что север Израиля в течение почти целого года был практически непригоден для жизни, стало ясно, что у Израиля не осталось альтернативы нынешним военным действиям…

Сейчас самое время набраться сил, осознать, что наша борьба справедлива, и поддерживать друг друга, как мы делали это весь прошлый год. И самое время вспомнить, что это тоже пройдет. Если вам трудно поверить в это и вам страшно… мы рекомендуем всем выйти и купить немного незрелых фруктов. Это может показаться самой обыденной вещью, но это высший акт веры. Это означает, что через пару дней мы останемся живы и здоровы и насладимся вкусным угощением. И это также символизирует, как все меняется, пусть и незаметно.

Мы в The Jerusalem Post желаем ЦАХАЛу успехов в его священной борьбе с террористической угрозой в Ливане. И мы желаем нашим читателям, чтобы в этом году в стране был восстановлен мир, все заложники, удерживаемые в Газе, вернулись домой, все жители Севера вернулись в свои дома, а также было куплено множество незрелых фруктов.


The New York Times (Нью-Йорк, США)

Главные вопросы сейчас — насколько далеко зайдет конфликт и приведет ли это к более глубокому вмешательству США.

Следующие несколько дней могут стать поворотным пунктом. С тех пор как Израиль убил в пятницу господина Насраллу, позиция администрации Байдена сместилась с предупреждений о недопустимости широкой войны до попытки как-то повлиять на нее… Неизвестно, как израильский премьер Биньямин Нетаньяху интерпретирует эту экзистенциальную миссию, как он ее понимает сейчас в вопросе ответного удара по Ирану.

Новые времена несут много рисков.

Есть риск, что Иран, расстроенный эффективностью своих ракет, начнет убеждать себя, что пришло время ускорить разработку ядерного оружия.

Он может счесть, что этот шаг — единственный ответ противнику, который влез в его айфоны, пейджеры и компьютерные системы. Есть риск того, что, несмотря на избрание умеренного президента, Корпус стражей исламской революции одержит верх в спорах внутри страны и удвоит усилия по производству ракет и снабжению своих агентов влияния.

Остается опасность, что масштабные войны продлятся долго. А наличие ядерного оружия, баллистических ракет и инстинкта эскалации создает особенно токсичный привкус.


The Wall Street Journal (Нью-Йорк, США)

Это вторая ракетная атака Ирана с апреля (против Израиля.— «Ъ»). И никакая страна не должна позволять, чтобы это стало нормой. Израиль сообщил, что было ранено несколько гражданских лиц, а один палестинец погиб в районе Иерихона… Совместная работа США и Израиля, отразивших большинство ракет, оказалась впечатляющей. Но в следующий раз может получиться хуже… Иран сейчас намного ближе к созданию ядерного оружия, чем когда-либо. Поэтому вопрос для американских и израильских лидеров таков: «Если не сейчас, то когда?»


The Economist (Лондон, Великобритания)

Многие представители истеблишмента — политического и военного — считают, что настал момент поменять стратегию в регионе, учитывая слабости иранских прокси. Возможно даже, что убийство Хасана Насраллы было совершено, чтобы спровоцировать Иран, заманить его в стратегическую ловушку. В любом случае иранский удар, говорят они, дает Израилю оправдание, чтобы разобраться с ядерной угрозой Ирана.

«Математика» теперь на стороне Израиля. Одним из элементов неудачной апрельской атаки Ирана было то, что она проявила слабости Ирана. Израиль не пошел (тогда.— «Ъ») на полномасштабный ответный удар, но через три дня уничтожил ключевой радар иранских сил ПВО. И это теперь считается доказательством того, что иранская оборона уязвима для израильских ВВС. Кроме того, в течение долгого времени важным аргументом против нападения (на Иран.— «Ъ») было то, что Иран может ответить, заставив «Хезболлу» атаковать Израиль. Теперь, когда «Хезболлу» трясет, а Израиль уже встал на военные рельсы, это представляется не такой уж и проблемой.


Аш-Шарк аль-Аусат (Лондон, Великобритания)

Иран рассматривает убийство Насраллы как прямую угрозу своему положению в регионе. Поэтому его базовые сторонники — как внутри страны, так и за пределами — оказали немедленное давление на руководство Ирана под влиянием завышенных ожиданий, которые распространяла иранская пропаганда.

Первостепенная задача иранского режима заключается в том, чтобы найти баланс.

Некоторые требуют более агрессивных действий, но Тегеран не может себе этого позволить. Другие спорят, что более скромная ответная реакция негативно отразится на позициях Ирана в регионе, и если он продолжит сохранять «стратегическое терпение», то может потерять контроль и над своими союзниками, и над своими агентами влияния.

Но, похоже, реальным тестом станет то, можно ли найти такое решение, при котором «Хезболла» теряет свое доминирующее положение в Ливане без дестабилизации хрупкой политической системы этой страны и не нарушая баланса между различными силами и при этом без того, чтобы загонять в угол сам Иран и разрушать его политическую систему.


Аль-Ахрам (Каир, Египет)

Ирак запросил созвать заседание министров иностранных дел Лиги арабских государств на 7 октября для обсуждения ливанского кризиса. Этот запрос последовал после серии убийств израильтянами членов «Хезболлы», кульминацией которой стала атака специальными противобункерными ракетами на лидеров организации… Опасения возможных последствий наземной операции Израиля в Ливане достигли высшей точки, поэтому Ирак, который сейчас является тесным сторонником и «Хезболлы», и ее спонсора Ирана, запросил созвать это заседание… Но встреча может и не состояться, если участники заранее не обговорят финальное соглашение, главным пунктом которого должно стать упоминание убийств лидеров «Хамаса» и «Хезболлы», включая уничтоженного в Тегеране Исмаила Ханию.

Иранские атаки на Израиль вызвали волны радости на оккупированных палестинских территориях, особенно в Газе, где люди вышли на улицы, чтобы отпраздновать конец еще одного тяжелого дня израильских атак, которые уже убили и ранили десятки мирных палестинцев.


Le Figaro (Париж, Франция)

Потеря Хасана Насраллы, вероятно, стала последней каплей, которая переполнила чашу терпения… В Ливане многие, сожалея о пассивности Ирана, спрашивали, не подвела ли Исламская Республика своего шиитского союзника…

Несмотря на последнее, более мощное нападение, Исламская Республика, кажется, не хочет развязывать тотальную войну против еврейского государства.

Она неоднократно заявляла в течение последнего года, что это ее палестинский союзник «Хамас» начал без одобрения Ирана террористическую атаку на Израиль (массово обстреливая Израиль.— «Ъ»)… Для Ирана есть риск, что США каким-то образом присоединятся к предстоящим ответным действиям Израиля. В этом случае Иран мог бы попросить своих посредников в Ираке, например, напасть на американских солдат… даже если это приведет… к полномасштабной войне. Но все будет зависеть от реакции Израиля и способности США сдержать Биньямина Нетаньяху.


The Guardian (Лондон, Великобритания)

Ракеты, падающие на Тель-Авив,— самый ясный признак того, что конфликт, которого так боялись, вспыхнул… После столь явной угрозы жизням граждан Израиля можно ожидать, что Биньямин Нетаньяху ответит намного масштабнее. Варианты уже продуманы, военный кабинет выберет нужный, и список целей, видимо, будет внушительным. Он может включать и ядерные объекты Ирана… При всех тех опасностях, которые это нападение представляет для Ближнего Востока, оно также угрожает серьезно повлиять на политику США, и это за пять недель до президентских выборов, исход которых неочевиден…

В такие опасные времена ближневосточный регион обычно обращал взоры к Вашингтону как источнику сдерживания и деэскалации. Но человек, который в данный момент занимает Овальный кабинет,— хромая утка, и его в последние месяцы унизительно игнорирует ближайший союзник США на Ближнем Востоке.


Independent (Лондон, Великобритания)

Что же все это дает региону? Израиль ответил на апрельскую атаку авиаударами по Ирану, но широкой эскалации удалось избежать. Характер последних ударов также оставляет для Израиля возможность не отвечать слишком масштабно и сохранить текущий, пусть и очень накаленный, баланс. Но, учитывая вступление израильской армии на территорию Ливана, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, видимо, готов идти настолько далеко, насколько это возможно…

По другую сторону — верховный лидер аятолла Али Хаменеи, который, по словам иранских официальных лиц, и отдал приказ о ракетной атаке. Учитывая удары, которые были нанесены по «Хезболле», он не захочет выглядеть слабым и неспособным защитить своего союзника… В конце концов, все может свестись к эго лидеров двух государств, и это пугающая перспектива для стран Ближнего Востока и Запада.


Der Spiegel (Гамбург, Германия)

Атака Ирана может быть началом того, о чем предупреждали эксперты, особенно после атаки «Хамаса» 7 октября: масштабная война на Ближнем Востоке с участием Ирана. Два заклятых врага стоят друг против друга в военном противостоянии со всеми вытекающими последствиями для региона, да и для всего мира.

Ответ Израиля может быть намного более радикальным, чем в апреле, хотя и не обязательно будет именно так. Важный вопрос — будет ли Израиль бомбить не только военные базы, но и нефтяные установки и объекты ядерной программы Ирана, такие как завод по обогащению урана в Натанзе.


Die Welt (Берлин, Германия)

Аятолла Али Хаменеи лично одобрил обе атаки, но он хотел бы избежать полномасштабной конфронтации с Израилем и Западом. Экономическая ситуация в Иране слишком катастрофична, а недовольство среди иранцев слишком велико, и оно растет по мере того, как режим становится все более жестоким… Сторонники «Хезболлы» в Ливане уже выразили сомнения в отношении Ирана, который не атаковал «злобных сионистов» в Израиле сразу же после убийства Насраллы. Они говорили об «измене». Они, вероятно, довольны последними ракетными атаками Ирана. Но Израиль не будет сидеть сложа руки.

Подготовили: Алена Миклашевская, Кирилл Сарханянц, Евгений Хвостик, Николай Зубов

Вся лента