Подрядчик готовится уйти под землю

В Челябинске началось строительство котлована для будущего метротрамвая

Реализация проекта метротрамвая в Челябинске переходит на следующий этап. Он включает устройство котлована и монтаж тоннелепроходческого комплекса, который будет рыть тоннели диаметром 6 м. Работы проходят на улице Овчинникова, где появится первая наземная остановка метротрамвая. Генеральный подрядчик АО «Моспроект-3» также получил разрешение на возведение второй строительной площадки на улице Косарева. Проект метротрама губернатор Челябинской области презентовал в 2021 году. Регион получил на строительство инфраструктурный кредит из федерального бюджета в размере 50 млрд руб. Создание первой ветки «Север — Юг» планируют завершить в 2026 году.

Фото: Ольга Воробьева

В Челябинске на участке строительства метротрамвая на улице Овчинникова завершены подготовительные работы. Генеральный подрядчик «Моспроект-3» завершает процесс переустройства сетей связи и ливневых канализаций. Для нового водопровода работники проложили около 400 м труб. В настоящий момент ведется установка колодцев, а также организуется временная объездная дорога — движение по ней откроется через пару дней после укладки асфальта. Подрядчик приступает к непосредственному строительству линии метротрамвая «Север — Юг».

2 октября началось сооружение котлована для организации работы тоннелепроходческого комплекса. Длина котлована составит 63 м, ширина — от 16 до 19 м, максимальная глубина — 11 м. Конструкция котлована будет состоять из 86 железобетонных свай. Для их создания буровая установка делает в земле отверстия глубиной 14 м. Далее в них заливается бетон. Сваи будут располагать вплотную друг к другу, организуя стены. В дальнейшем грунт из котлована вывезут для освобождения места под тоннелепроходческий комплекс. Закончить обустройство площадки планируют к началу 2025 года. Следующий этап строительства предполагает монтаж тоннелепроходческого комплекса. С его помощью под землей создадут тоннели диаметром 6 м.

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер об активной фазе возведения метротрамвая заявил в октябре 2023 года.

«Первоочередные планы у нас по линии “Север — Юг”, которая предполагает наличие наземных площадок: улица Овчинникова, проспект Победы, улицы Косарева и Каслинская. Это те порталы, через которые метротрамвай будет заходить в подземную часть. В первую очередь надо завершить работы по станции “Торговый центр”, основные перегонные тоннели, которые уже формируют весь проект»,— рассказал тогда подробности проекта Алексей Текслер.

Директор по коммуникациям АО «Моспроект-3» Роман Зелиб пояснил, как в будущем будут функционировать подземные и наземные остановки метротрамвая. «На улице Овчинникова будет так называемый рамповый участок — здесь метро из земли выходит на поверхность и соединяется с существующими трамвайными линиями. Станция на Овчинникова является наземной. Остановочный пункт будет расположен в 200 м от котлована, из которого выезжает метротрамвай»,— рассказал Роман Зелиб. Еще два котлована и рамповых участка сделают на улицах Каслинской и Косарева. Там также возведут остановки, с которых метротрамвай будет уезжать под землю. Подземные остановочные пункты разместят на площади Революции и у Торгового центра. Они будут находиться на глубине 23,8 м и 37,9 м соответственно.

Первый заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Станислав Харченко рассказал про направление метротрамвая к площади Революции.

«С улицы Овчинникова он будет поворачивать на Елькина, а оттуда уже доезжать до Арбитражного суда Челябинской области»,— пояснил господин Харченко. По его словам, подземная станция будет располагаться в районе дома №57 по улице Ленина.

Генеральный директор АО «Челябинский метротрамвай» Виталий Передерий сообщил, что компания получила положительные заключения государственный экспертизы на четыре этапа строительства метротрама из двадцати. «Это позволяет нам начать работы на еще одной площадке — на пересечении улицы Косарева с проспектом Победы. Там у нас будет второй стартовый котлован, из которого тоннелепроходческий комплекс начнет движение в сторону площади Революции. Благодаря этому мы получим сокращение сроков строительства»,— подметил Виталий Передерий. Он также подчеркнул, что уже в октябре–ноябре 2024 года на улице Косарева подрядчики приступят к выносу инженерных и водопроводных коммуникаций за пределы строительной площадки. На этом участке длина котлована составит 71 м, ширина — 17,5 м, а глубина — 11,8 м.

По мнению Виталия Передерия, метро позволит Челябинску сократить нагрузку на общественный транспорт.

«Мы предполагаем, что метротрамвай возьмет на себя порядка 15% самого напряженного трафика, идущего с северо-запада в центр города и Ленинский район. Ожидается сокращение автомобильного и пассажирского потока на наземном транспорте»,— заключил гендиректор АО «Челябинский метротрамвай.

По его данным, жители Челябинска смогут добираться на метро с северо-запада до железнодорожного вокзала за 15–20 минут.

Протяженность первой линии метротрамвая «Север — Юг» составит почти 9,5 км. Инициатором создания комбинированного транспортного комплекса стал губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Проект был представлен в мае 2021 года. Метротрамвай подразумевает интеграцию подземных путей с существующей трамвайной сетью. Объем вложений в создание ветки «Север — Юг» — порядка 50 млрд руб. Денежные средства выделены региону государством за счет инфраструктурного бюджетного кредита. Для метротрамвая также закупят 32 трехсекционных вагона. Алексей Текслер отмечал, что их планируется произвести на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Проект метротрамвая также предусматривает еще одну ветку — «Запад — Восток». Реализацией всех этапов строительства будет заниматься генеральный подрядчик «Моспроект-3».

Ольга Воробьева

Вся лента