Фонд оставили с прибором

Суд не стал возвращать АПЗ арестованный по делу Олега Лавричева маммограф

Арбитражный суд отказал в иске благотворительному фонду «Благодарите», пытавшемуся принудительно вернуть Арзамасскому приборостроительному заводу маммограф, подаренный предприятием фонду, но оказавшийся в клинике супруги бывшего гендиректора АПЗ Олега Лавричева. За это экс-главу предприятия обвинили в растрате и арестовали. Истец просил аннулировать договоры дарения, чтобы маммограф вернули предприятию. При этом обращал внимание, что завод пять лет не предъявлял никаких претензий и попыток вернуть оборудование. Ответчики решили, что с помощью иска фонд и клиника добивались снятия с прибора ареста, который был наложен в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении Олега Лавричева. По мнению источников «Ъ», решение в пользу истца могло стать преюдициальным и повлиять на расследование уголовного дела. Представители фонда пока не определились, обжаловать ли его.

Бывший генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода Олег Лавричев в одном из цехов предприятия

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Арбитражный суд Нижегородской области в среду завершил спор, касающийся маммографа Planmed и софта к нему, подаренных Арзамасским приборостроительным заводом благотворительному фонду «Благодарите». Арбитражный процесс касался уголовного дела бывшего гендиректора предприятия и экс-спикера думы Нижнего Новгорода Олега Лавричева, обвиненного в растрате и легализации имущества, добытого преступным путем. Как писал «Ъ», в 2019 году Олег Лавричев с одобрения совета директоров приобрел маммограф с программным обеспечением за 22,4 млн руб. за счет налогового вычета хоккейному клубу «Торпедо» и по договорам дарения передал заводскому благотворительному фонду. Затем «Благодарите», у которого не было необходимой медицинской лицензии, решил отдать аппарат городской больнице, у которой не хватило штата и финансирования для использования аппарата. В итоге прибор оказался у частной клиники «Благодарение» супруги Олега Лавричева Татьяны, работавшей на базе этой больницы. Соучредителем клиники до марта 2024 года была дочь главврача больницы Юлия Елина.

С помощью маммографа клиника оказывала платные услуги пациенткам с подозрением на онколонгию, в том числе сотрудницам АПЗ. Спустя пять лет дарение маммографа на заводе сочли мошенничеством и обратились с заявлением в правоохранительные органы.

Арестованный спикер, сложивший полномочия находясь в следственном изоляторе, доказывал, что выполнял поставленную областным руководством задачу по борьбе с онкологией и вопросов по использованию аппарата у завода все это время не возникло.

В рамках расследования уголовного дела по ст. 160 («Присвоение или растрата») и ст. 174.1 УК РФ («Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате преступления») маммограф арестовали в качестве вещественного доказательства.

Тогда представители фонда обратились в арбитражный суд, требуя обязать АПЗ аннулировать договоры дарения и забрать Planmed с софтом. Юристы доказывали, что расследование заблокировало работу фонда, к которому, как и к клинике госпожи Лавричевой, прежде претензий не было. Они подчеркнули, что пытались расторгнуть договоры в досудебном порядке, но получили отказ. Если бы «Благодарите» мог предвидеть заявление завода в правоохранительные органы, то не принял бы медицинскую технику, сообщили юристы истца. Они добавили, что договор безвозмездного пользования медтехникой с клиникой истек в мае 2024 года, и оборудование вернулось на баланс фонда. Однако использовать его невозможно из-за ареста, а забирать его обратно завод не хочет. При этом маммограф остается в клинике.

«Заявление в правоохранительные органы и несогласие с тем, как используется оборудование, — это существенное изменение обстоятельств, которое воспрепятствовало дальнейшему оказанию медицинских услуг. Завод в любой момент мог отказаться от дарения, если был с чем-то не согласен. Но этого не произошло»,— подчеркнули юристы истца.

Представители ответчика в процессе не участвовали, направив письменный отзыв на иск. В нем они пояснили, что фонд пытается оспорить арест маммографа, которым не вправе распоряжаться до окончания расследования, а заявление в правоохранительные органы связано с тем, как именно используется прибор. При этом сами договоры дарения АПЗ с фондом на предприятии сочли фиктивными и предположили, что никаких документов в реальности не было и Олег Лавричев их не подписывал. Они просили отказать фонду в иске, в итоге суд разделил их позицию и не стал аннулировать договоры дарения.

Юристы фонда сообщили «Ъ», что определятся с перспективами обжалования решения суда, когда получат мотивировочное решение. При этом, по данным «Ъ», решение в пользу фонда могло быть преюдициальным для уголовного дела в отношении Олега Лавричева. Знакомые с арбитражным и уголовным разбирательствами собеседники отметили, что в этом случае суд подтвердил бы законность сделок с маммографом и поставил под сомнение доводы следствия о фиктивных договорах. Однако пока Олег Лавричев остается в СИЗО, а следствие изучает другие возможные преступные эпизоды с имуществом и финансами завода.

Роман Рыскаль

Вся лента