Рейсы меняют время и маршрут
Как конфликт на Ближнем Востоке повлиял на пассажирские авиаперевозки
Росавиация частично разрешила российским авиакомпаниям полеты над Ираном, Израилем и Ираком. 2 октября рейсы будут выполнять с 15:30 до 19 часов. В четверг, 3-го, планируется открыть слоты с 9 до 19 часов по Москве. Ранее перевозчики начали массово отменять или переносить вылеты в Дубай из-за обострения конфликта между Израилем и Ираном. Некоторые из них заявили об увеличении времени в пути на 2,5 часа. Им придется облетать территорию Ирана, так как Тегеран закрыл воздушное пространство до 3 октября. С подобными проблемами столкнутся и пассажиры рейсов, следующих в Абу-Даби. Из-за ограничения вечером 1 октября борт российской делегации, следовавший в Катар, сменил курс и сел в Минеральных Водах.
Как авиакомпании будут облетать территории? На этот вопрос ответил член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков: «Самолеты вынуждены избегать воздушного пространства Израиля, Ирана, а также Сирии и Ирака. Это означает, что самолеты, направляющиеся в Дубай, должны прокладывать маршрут не над Ираном, как обычно, а лететь сильно к западу, над Черным и Средиземным морями, Турцией, Египтом и Саудовской Аравией. Авиакомпании не могут так быстро переключиться, потому что, во-первых, сам маршрут надо согласовать с авиационными властями стран, над которыми он пролегает. Во-вторых, для этого нужно значительно больше топлива, и, возможно, не все типы лайнеров смогут одолеть такой длинный путь, или им понадобится дополнительная посадка для дозаправки».
Росавиация также рекомендовала соблюдать меры безопасности при выполнении рейсов в направлении Ближнего Востока и выбирать альтернативные маршруты. Тем временем в аэропортах задержаны или отменены десятки рейсов в Объединенные Арабские Эмираты.
Когда перевозчики смогут устранить проблему? Главный редактор портала для авиапассажиров FrequentFlyers.ru Илья Шатилин отмечает, что на это может уйти несколько дней: «Если рейс на Superjet, который особенно не позволит удлинить маршрут, то, соответственно, его отменяют, или, например, авиакомпания "Россия" делала дозаправку в Египте. У "Аэрофлота" есть дальнемагистральные самолеты: перевозчик перебронирует пассажиров на рейс, который выполняется на большом воздушном судне.
Что касается маршрутов, то они проходят через Туркменистан, Пакистан, Афганистан, условно говоря, делается крюк восточнее.
Если говорить о необходимости дозаправки, то при этом в любом случае теряются слоты в аэропортах и срывается график воздушного судна. Поэтому крупные авиакомпании, у которых есть резерв флота, с этим в целом справляются, а вот небольшим перевозчикам, у которых пара десятков самолетов в лучшем случае, приходится сложнее».
Если ограничения будут действовать долго, пассажирам стоит готовиться к увеличению стоимости перелетов, отмечают собеседники “Ъ FM”. Это связано с сокращением числа рейсов и ростом издержек авиакомпаний — им придется тратить больше топлива и совершать вынужденные посадки для дозаправки.