Правительство правит направо
Премьер-министр Франции Мишель Барнье выступил перед парламентом
Премьер-министр Франции Мишель Барнье выступил в Национальной ассамблее, изложив приоритеты нового правительства. Полуторачасовая речь была построена так, чтобы не задеть интересы ни одной из трех главных парламентских сил: левых «фронтистов», «макронистского» центра и правых «лепенистов». Но в целом очевидно, что правительство придерживается, скорее, правого уклона. Рассказывает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.
Седовласый Мишель Барнье в темно-синем костюме с орденским знаком в петлице начал свое выступление во вторник с цитаты Шарля де Голля, который писал в Лондон своему эмиссару: «Я вас прошу сделать многое, располагая малым и исходя практически из ничего». Его речь была встречена бесконечными шиканиями и смешками левого крыла: депутаты вели себя не как представители народа, а как старшеклассники, пришедшие похулиганить на линейку 1 сентября. Проявив незаурядный опыт оратора, Мишель Барнье попытался не обращать на них внимания, и со временем они притихли.
С полным содержанием речи, которая продолжалась один час тридцать минут, можно познакомиться в записи, она уже выложена на многих сайтах, хотя и без субтитров.
Мишель Барнье был достаточно осторожен для того, чтобы не войти в клинч ни с левыми, ни с правыми.
И каждое СМИ, в зависимости от политической направленности, нашло что-то для себя важное и полезное в одних его предложениях, отвергнув другие. Это уже неплохо и подтверждает репутацию премьера как опытного переговорщика, умеющего находить общий язык с непримиримыми противниками.
Важнейший вопрос сейчас — деньги: бюджет, государственный долг, налоги. Утверждение бюджета станет первой задачей правительства. В течение своего президентского срока Эмманюэль Макрон не стеснялся тратить, каждый раз оправдывая это особыми обстоятельствами, к примеру пандемией или войной в Европе. Перед правительством Мишеля Барнье сейчас стоит задача прикрыть бюджетные дыры, сделав это таким образом, чтобы не вызвать ярости большинства населения, неготового платить по государственным счетам. Президентская группа партий уже предупредила, что не потерпит массового повышения налогов. Для левых это и вовсе красная тряпка.
Поэтому господин Барнье пообещал уберечь от потрясений основную часть населения, сконцентрировавшись на тех, кто больше всех зарабатывает. Премьер-министр намерен потребовать «целенаправленных» и «ограниченных по времени» усилий от «крупных и очень крупных компаний, приносящих значительную прибыль», как и соответствующего участия «самых обеспеченных французов». Кому бы он ни адресовал эти призывы, такие меры идут в унисон с требованиями левых посильнее прижать налогами самых богатых, которых якобы лелеет президент. С пожеланиями левого крыла трибун совпало и намерение правительства поднять минимальную зарплату до €1427 в месяц. Хотя это и меньше, чем хотели руководители левого «Нового народного фронта».
Однако намерение уменьшить расходы государства, дабы «проститься с иллюзией, что все бесплатно», было адресовано скорее правым и крайне правым, твердящим о бесконтрольном росте «социальных пособий для иммигрантов и бездельников». Они, несомненно, одобрят и предложения по регулированию иммиграции. Премьер-министр предлагает усилить контроль на границах, быстрее обрабатывать запросы на убежище, уменьшив число положительных ответов, чаще высылать иностранцев-правонарушителей. Здесь с ним согласятся многие, особенно учитывая криминальную хронику последних месяцев и дней, давшую примеры преступлений, совершенных иммигрантами и нелегалами.
Мишель Барнье пообещал «строгие меры» для «лучшей интеграции» тех, кого Франция хочет принять.
Ответ преступности он видит в строительстве новых тюрем, в вынесении реальных, а не условных приговоров. Премьер хорошо понимает, что темы иммиграции и безопасности болезненны для большинства французов и уж точно для двух третей депутатского состава. Но он понимает и то, что вопрос иммиграции превратился в вопрос принципа, в опознавательный знак. «Необходимо срочно вывести иммиграцию из идеологического тупика, куда ее завели»,— говорил господин Барнье. Недаром глава парламентских крайне правых Марин Ле Пен уже потребовала нового, еще более строгого закона об иммиграции.
Вопросам внешней политики премьер-министр уделил сравнительно мало внимания, ограничившись уверением, что «Франция остается на стороне украинского народа», и призвав к скорейшему прекращению военных действий на Ближнем Востоке.
Гораздо больше внимания привлекла другая тема — это переход к пропорциональному голосованию по партийным спискам на парламентских выборах. За действиями правительства в этом направлении будут внимательно следить и с правого, и с левого фланга. В изменении правил видит надежду партия Марин Ле Пен, собравшая в этот раз большинство голосов, но лишившаяся постов в парламенте. О пропорциональном голосовании по партийным спискам думают и крайне левые. В преддверии возможного нового роспуска Национальной ассамблеи многие силы хотят освободиться от неизбежных альянсов и торгов при ступенчатых выборах. Это слишком острый вопрос, и премьер-министр на сей раз ограничился тем, что «готов поразмышлять» на тему о возможности пропорционального голосования.