Кто старое помянет, тому из ЕС вон
В Брюсселе прошли переговоры о перезагрузке отношений между Великобританией и Евросоюзом
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер в среду приехал в Брюссель на первые для него официальные переговоры с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. На встрече обсуждалась уже неоднократно анонсированная лейбористами перезагрузка взаимоотношений ЕС и Британии. Пересмотр соглашения о сотрудничестве вызывает множество дискуссий как внутри британского правительства, так и среди стран—членов ЕС. При этом для Кира Стармера, чьи рейтинги продолжают снижаться, критически важно выполнить предвыборное обещание и минимизировать негативные последствия «Брексита».
В заявлении по итогам встречи Кира Стармера и Урсулы фон дер Ляйен ожидаемо говорится о готовности Великобритании и ЕС совместно бороться с глобальными вызовами и более тесно сотрудничать в вопросах экономики, геополитической конкуренции, нелегальной миграции, изменения климата. Среди общих вызовов выделен российско-украинский конфликт, из-за которого меняется «стратегический контекст». Стороны договорились еще раз встретиться осенью и продолжить обсуждения.
Единственный существенный итог состоявшихся переговоров — договоренность о проведении регулярных саммитов на уровне лидеров стран Евросоюза и Великобритании. О планах организовать подобное мероприятие СМИ сообщали еще в июле, сразу после прихода к власти лейбористов. ЕС не проводил официальные саммиты с Великобританией с 2020 года — в том же году страна вышла из объединения.
«Я твердо убежден, что британская общественность хочет вернуться к прагматичному, разумному лидерству в отношениях с нашими ближайшими соседями, чтобы заставить "Брексит" работать и действовать в их интересах, чтобы найти способы стимулировать экономический рост, укрепить нашу безопасность и решить общие проблемы»,— пояснил Кир Стармер, анонсируя саммиты на пресс-конференции после встречи с Урсулой фон дер Ляйен (цитата по Politico).
Ожидается, что первый саммит, необходимый «для наблюдения за развитием отношений», пройдет в начале 2025 года.
В преддверии визита Кир Стармер заявил, что он полон решимости «установить более зрелые отношения» с ЕС спустя годы после «Брексита». Основная задача переговоров, начало которым было положено 2 октября,— пересмотр Соглашения о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией, подписанного в 2020 году. Кир Стармер называл его «неудачной сделкой, которую принес домой Борис Джонсон» (премьер-министр Великобритании с 2019 по 2022 год). Документ, действие которого должно быть продлено в 2026 году, предусматривает, в частности, свободу торговли товарами и взаимно ограниченный доступ на рынки услуг, а также сотрудничество в сфере торговли энергоресурсами.
Лейбористы настаивают на изменениях в сфере ветеринарного контроля, на взаимном признании профессиональных классификаций, сокращении проверок на границе. Кроме того, они призывают к заключению оборонного пакта между Лондоном и Брюсселем, который будет направлен на укрепление коллективной безопасности и Европейского оборонного фонда (EDF). Подобное соглашение позволило бы Великобритании участвовать в инициативах ЕС по оборонным закупкам в рамках EDF.
Кир Стармер пояснял, что соглашение не исключает сотрудничества с НАТО. По его словам, взаимодействие с Североатлантическим альянсом в вопросе обороны для Лондона остается приоритетным, а соглашение с ЕС стало бы хорошим дополнением.
Как писала Financial Times (FT), на первых этапах переговоров центральной темой станет развитие каналов связи между службами безопасности и полицией для обмена информацией. При этом в Брюсселе продолжают обсуждать, как интегрировать британские компании по производству вооружений в программу перевооружения ЕС. По данным источников FT, некоторые страны — в первую очередь Франция — считают, что Евросоюз должен сосредоточиться на инвестициях в собственные компании. Новоизбранный комиссар ЕС по обороне Андрюс Кибилюс, в свою очередь, настаивает на обратном, поскольку «Великобритания остается частью Европы».
Еще одна спорная тема переговоров — совместная программа мобильности, которая позволит молодым людям 18–30 лет приезжать из стран ЕС в Великобританию (и наоборот) на срок до четырех лет для учебы или работы. С предложением выступила Еврокомиссия, но лейбористы не спешат соглашаться, поскольку оно напоминает существовавшую до «Брексита» норму о свободе передвижения между Великобританией и другими странами Евросоюза. Министр внутренних дел Великобритании Иветт Купер настаивала, что это подорвет стремление властей к тщательному миграционному контролю.
Отвечая на вопросы журналистов, Кир Стармер подчеркнул, что на встрече с Урсулой фон дер Ляйен «речь шла не об этих отдельных вопросах, а о том, как будут вестись переговоры». Глава ЕК, в свою очередь, намекнула, что, прежде чем обсуждать новые договоренности, необходимо полноценно реализовать предыдущие. «Мы должны изучить возможности для большего сотрудничества, но пока мы сосредоточены на полной и добросовестной реализации соглашения о выходе, Виндзорского соглашения (о торговом статусе Северной Ирландии.— “Ъ”) и Соглашения о торговле и сотрудничестве»,— напомнила она.
Неназванный европейский дипломат в разговоре с Politico заявил, что Евросоюз хочет извлечь выгоду из той заинтересованности в сотрудничестве, которую проявляют лейбористы, однако для обещанной перезагрузки этого недостаточно — необходимы «реальные действия» со стороны Лондона.
Источники FT также говорили, что Брюссель недоволен отсутствием ясности: «Великобритания должна сказать нам, чего именно хочет».
Кир Стармер на вопрос о том, как обозначенные правительством «красные линии» сочетаются с желанием перезагрузки отношений с ЕС, ответил: «Не будет возврата к свободе передвижения, возврата к таможенному союзу, возврата к единому рынку, но мы найдем конструктивные способы совместной работы и выполнения задач на благо британского народа» (цитата по Euronews). Он признал, что «на этом пути будут трудности», но заверил, что стороны придут к «конструктивным результатам».
Встреча Кира Стармера и Урсулы фон дер Ляйен — старт большого переговорного процесса, в ходе которого британскому премьеру придется балансировать между уступками перед ЕК и приверженностью национальным интересам, включая позицию собственного правительства. После вступления в должность в июле премьер Стармер объяснял, что после «Брексита» у британцев возникло ощущение изоляции, а лейбористы намерены это исправить.
Обсуждение этих вопросов проходит на фоне обвала рейтингов лейбористов и самого Кира Стармера. По данным опросов, проведенных компанией Opinium, работу премьера не одобряют 50% опрошенных, одобряют — всего 24%.