Пошлинам на китайские электрокары приказано долго жить

Евросоюз готовится к важному голосованию

В пятницу, 4 октября, страны—члены ЕС почти наверняка выйдут на новый уровень эскалации в торговой войне с Китаем. В Брюсселе пройдет голосование по вопросу о введении на последующие пять лет повышенных тарифов на китайские электромобили, что Пекин пытался предотвратить не только уговорами, но и началом собственных антидемпинговых расследований против ряда европейских товаров. По иронии судьбы китайские ответные меры ударят прежде всего по тем, кто меньше других хотел вступать в торговые баталии с КНР.

Фото: Annegret Hilse / Reuters

Тучи над китайскими производителями электромобилей сгустились еще в июне — тогда Европейская комиссия (ЕК) впервые объявила о введении дополнительных пошлин на экспортируемые из КНР в Евросоюз авто до 38%. Меру приняли на временной основе, оставив сторонам некоторое пространство для поиска компромиссов, но лишь до осени, на которую ЕК наметила голосование среди всех стран—членов ЕС по вопросу о том, чтобы сделать повышенные тарифы на продукцию китайского автопрома постоянными (как минимум на ближайшую пятилетку).

Введение повышенных тарифов против сделанных в КНР электромобилей стало следствием антидемпингового расследования, начатого ЕК в октябре прошлого года на том основании, что китайский автопром пользуется государственными субсидиями, а это позволяет экспортерам демпинговать на европейском рынке. На этом фоне глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС необходимо защитить себя от дальнейшего наплыва дешевого китайского импорта электромобилей. По данным Брюсселя, доля китайских электрокаров на европейском рынке выросла с 3,5% в 2020 году до 27,2% во втором квартале нынешнего года.

Разрешить все противоречия ни к 25 сентября, на которое было изначально намечено голосование, ни к 4 октября, на которое его перенесли, Пекину и Брюсселю не удалось. В итоге в эту пятницу страны—члены ЕС почти наверняка дадут зеленый свет на то, чтобы временные рестрикции трансформировались в пятилетние. Предотвратить неблагоприятное для Китая развитие событий можно лишь в том случае, если квалифицированное большинство из 15 стран ЕС, представляющих 65% населения объединения, проголосует против этого плана.

Но рассчитывать на это всерьез не приходится. Франция, Греция, Италия и Польша, представляющие 39% населения ЕС, точно проголосуют за, сообщили Reuters официальные лица и источники в этих странах. «В целом мы должны защищать равные условия во всех различных секторах нашей промышленности»,— отметил президент Франции Эмманюэль Макрон в среду, назвав уровень китайских субсидий «невыносимым». Заявление французского лидера, выступившего, по сути, инициатором мер против китайского автопрома, прозвучало сразу после его переговоров в Берлине с немецким канцлером Олафом Шольцем, у которого на сей счет всегда было альтернативное мнение.

Немецкие автоконцерны всегда были сильно завязаны на китайский рынок, поэтому в Германии неоднократно призывали не горячиться с введением тарифов против китайских электроавтомобилей, справедливо опасаясь, что встречные меры Пекина ударят рикошетом и по немецкому автопрому. В среду канцлер Шольц снова заявил, что переговоры ЕК и Китая должны продолжиться. А министр финансов Германии Кристиан Линднер в тот же день призвал Берлин проголосовать против повышения пошлин. «Германия не может согласиться на потенциальную торговую войну с Китайской Народной Республикой… Торговая война с Китаем принесет нам больше вреда, чем пользы для ключевой европейской промышленности и важнейшего сектора Германии»,— заявил он 2 октября.

Впрочем, как полагает большинство экспертов, на финальном голосовании по вопросу о повышенных пошлинах в пятницу Германия в лучшем случае воздержится. Это косвенно признал и постпред ФРГ в ЕС Михаэль Клаусс, отметив, что Берлину не хватает голосов, чтобы предотвратить введение постоянных пошлин.

Пока что лишь четыре страны ЕС — Кипр, Мальта, Венгрия и Словакия — выступили против предлагаемых пошлин в ходе предварительного голосования этим летом.

Некоторые другие государства заняли выжидательную позицию. В частности, Министерство промышленности и торговли Чехии заявило недавно, что серьезно относится к выводам ЕК о «несправедливой практике Китая» и берет в расчет тот факт, что аналогичные меры против китайских электромобилей приняли также США, Канада, Турция и Бразилия. Но при этом в ведомстве не стали прямо говорить, как именно Прага намерена голосовать в пятницу.

Схожую тактику избрала и Швеция, чей флагманский автопроизводитель Volvo принадлежит китайскому автоконцерну Geely. В ходе визита в Брюссель на прошлой неделе министр внешней торговли Швеции Беньямин Дуса заявил, что Стокгольм в настоящее время «работает» над своей окончательной позицией.

Неясной остается и позиция Испании. Поначалу будучи активным сторонником повышения тарифов на электромобили из КНР, впоследствии испанский премьер Педро Санчес, побывавший с визитом в Пекине в сентябре, заметно отыграл назад и заявил, что ЕС должен пересмотреть свою позицию.

Колебания господина Санчеса вполне объяснимы. В качестве ответной меры на расследование Брюсселя в отношении своих авто Пекин затеял собственные антидемпинговые проверки в отношении импорта бренди, молочных продуктов и свинины из ЕС, потенциально чреватые введением повышенных пошлин на их ввоз в Китай. Так что Испания, являющаяся крупнейшим европейским экспортером свинины, не может позволить себе остаться в рядах ярых антагонистов Пекина.

Незадолго до грядущего 4 октября голосования ЕС подал официальную жалобу во Всемирную торговую организацию на ответное антидемпинговое расследование Китая в отношении европейских молочных продуктов. И этот шаг, безусловно, лишь усилил напряженность в отношениях Брюсселя и Пекина. Тем не менее в ЕК решили не жечь все мосты в торговых отношениях со второй экономикой мира. И, как рассказал изданию Euractiv один из дипломатических источников, ЕК решила включить в преамбулу проекта постановления о пошлинах фразу о том, что компромисс пока не достигнут, но переговоры продолжатся и после голосования.

Наталия Портякова

Вся лента