Курс на унификацию
Как на Сахалине обсуждали развитие промдизайна
Участникам отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) предстоит стандартизировать промдизайн дронов и их ключевых компонентов: от винтов и креплений до программного обеспечения. Шагом в сторону такой унификации послужил «Хакатон по разработке унифицированных решений для российских дронов», организованный Университетом 2035 в рамках «Архипелага 2024».
Вызовы и возможности
Сфера гражданского авиабеспилотия охватывает самые разные дроны: от поисково-спасательных до логистических, от аграрных до геодезических, от шоу-дронов до аэротакси. В 2024 году организаторы интенсива в Южно-Сахалинске поставили перед собой амбициозную задачу — объединить усилия инженеров, промышленных дизайнеров и предпринимателей, чтобы сделать шаг к унификации компонентов, из которых состоят беспилотные системы.
О создании единых стандартов в этой сфере говорят уже давно. Так, намерение создать «лего-конструктор» комплектующих для БАС обозначили еще несколько лет назад представители Минпромторга РФ. В то же время над систематизацией отрасли работают ассоциация «АэроНекст» и Центр компетенций «Беспилотные авиационные системы» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Однако именно хакатон «Архипелага 2024» стал первой площадкой, объединившей специалистов разного профиля: от инженеров-конструкторов до продуктологов и промышленных дизайнеров.
«Унификация в отрасли является необходимым условием для обеспечения ее роста. Среди позитивных аспектов этого процесса — удешевление и доступность компонентов для участников индустрии, возможность кооперации, создание открытого доступа к информации и оптимизация различных процессов: от подготовки кадров, закупки и ремонта компонентов до запуска новых компаний. И этот процесс требует участия самых разных специалистов, в том числе промышленных дизайнеров — тех, кто сможет "упаковать" технологичные решения и придать им необходимую форму»,— отметил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев..
Идеи, проекты, планы
Главным результатом хакатона стали конкретные предложения участников индустрии, по сути, пилотные стандарты для всех возможных компонентов БАС: от силовых установок до креплений для полезной нагрузки и инструкций к БПЛА, от одноплатных бортовых компьютеров до транспортировочных упаковок и зарядных станций.
Все эти предложения были представлены экспертному жюри, в состав которого вошли управляющий директор по работе с цифровыми активами ГТЛК Алексей Куканов и российский авиаконструктор Александр Бегак.
«Главной задачей хакатона было создать пилотные стандарты для унификации. 26 участникам выпала уникальная возможность внести свой вклад в будущее авиабеспилотия и оказаться в числе лидеров индустрии. Унификация компонентов приведет к значительным улучшениям в совместимости деталей и надежности конечной продукции, а появление единой компонентной базы позволит в конечном итоге оптимизировать производственный потенциал и сосредоточиться на инновациях и внедрении новых технологий»,— отметил Вадим Медведев, ректор Университета 2035.
Во время интенсива на Сахалине участники под руководством ведущих специалистов погрузились в поэтапное проектирование, дизайн-исследование, макетирование и визуализацию продуктов. Среди менторов были эксперты индустрии: Александра Алымова, Родион Усаев, Дмитрий Мареев, Мария Кобыльских и Евгений Аринин. Профессионалы делились своим опытом и знаниями, помогая участникам глубже понять методологию проектирования и особенностей разработки дизайн-кода для дронов.
«К процессу унификации в индустрии БАС необходимо подходить постепенно, системно, с учетом конкретной сферы применения, функционала, конструктива и назначения. На каждом уровне унификации должны быть привлечены специалисты из выбранной сферы и соответствующих компетенций. Это необходимо для обеспечения эффективности и реализации только положительного влияния на индустрию БАС. Например, промышленные дизайнеры должны быть привлечены для унификации всего, что имеет материальное воплощение и оказывает влияние либо на внешний облик, либо на сценарий использования: это и корпусные решения, и пульты управления, и кейсы, словом, все, с чем взаимодействует пользователь»,— рассказала основатель дизайн-бюро промышленного дизайна IDEAL3 Александра Алымова, преподаватель Британской высшей школы дизайна и МГТУ имени Баумана.
Одна из проектных сессий была посвящена обсуждению тактических действий по систематизации индустрии и интеграции инструментов промышленного дизайна в отрасль авиабеспилотия. Ее участники определили перечень компонентов БАС, подлежащих унификации. В него вошли как составные части самих дронов (включая части корпуса, винты, моторы, аккумуляторы, платы, разъемы, крепления), так и все сопутствующие компоненты: от пультов, зарядных станций и кейсов до программного обеспечения и документации.
«К вопросу унификации мы подошли как продюсеры и маркетологи, понимая, что у любого продукта или отрасли есть эволюционный путь развития, когда рынок самостоятельно "утрясает" продуктовые линейки, размерные ряды, универсальные решения, буквально подстраивая их под продуктовые карточки интернет-магазинов. Мы поставили перед собой задачу провести пилотный проект и за пять дней на "Архипелаге" вместе с индустрией через призму промышленного дизайна и образовательные практики на конкретных примерах проработать готовые продукты, определяя ограничения, которые мешают систематизации в настоящий момент»,— рассказала руководитель трека промышленного дизайна и инженерного стайлинга «Архипелага», руководитель отдела специальных проектов и консалтинга Universal University Екатерина Чечиль.
Взгляд в будущее
Участники хакатона обсудили и сам подход к предстоящей унификации. Сошлись на том, что на текущем, начальном этапе необходимо запросить у средних и крупных компаний (как «Транспорт будущего», «Калашников», «Геоскан» и «Алмаз-Антей») описательные характеристики и продуктовые линейки, что позволит выявить возможные корреляции и унифицировать стандарты.
Подразумевается, что полученная информация послужит основой для описания продуктов, которые будут размещены в открытом доступе. Это даст компаниям возможность оценивать и адаптировать свои продуктовые линейки, они смогут ориентироваться на эти данные для достижения необходимого результата.
Было отмечено, что особое внимание следует уделить подготовке маркетинговых материалов и карточек продуктов для интернет-магазинов — это позволит облегчить закупку комплектующих, особенно для малого бизнеса.
Наконец, представители отрасли согласились в том, что им важно объединиться для совместного дизайн-исследования и анализа, направленных на кластеризацию индустрии БАС и разработку уникального дизайн-кода для повышения узнаваемости российских дронов на международной арене.
Все эти выводы органично укладываются в единое русло с требованиями по нормативно-правовому регулированию отрасли промышленного дизайна, введенными №144-ФЗ от 22 июля 2024 года в ответ на запрос дизайн-индустрии на унификацию.
В целом хакатон подтвердил, что унификация и стандартизация — это комплексный подход, включающий дизайн, маркетинг и управление. Таков путь к оптимизации, удешевлению и доступности, а еще к развитию новых технологий и повышению узнаваемости отечественных дронов. И, как показал «Архипелаге 2024», это не далекое будущее, а вполне реальная перспектива, к которой следует стремиться всем участникам индустрии.